Главное меню

Портал государственных и 
муниципальных услуг Вологодской области

Как зарегистрироваться на ЕПГУ

Список госуслуг, предоставляемых через ЕПГУ

Портал правовой информации

Персональные данные. Дети

Социально-психологическое тестирование обучающихся

Уполномоченный при Губернаторе области по правам ребенка

Смирнова

Ольга Александровна

Почтовый адрес: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 2

Адрес нахождения: г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 20

Адрес электронной почты: SPR@gov35.ru

Телефоны: 8(8172) 23-00-30 (добавочный (специалистов) 7731, 7735, (уполномоченного при Губернаторе области по правам ребенка) 7730)

Факс: 23-00-30 добавочный 0

запись по телефону  (8172)53-03-70

Рекомендации педагогам по поддержке ребенка в классе вслед за раскрытием случая насилия

Наволочная Нина Александровна,
педагог-психолог

 

Атмосфера в классном коллективе имеет весьма существенное значение для учеников, которые подверглись насилию. Педагог служит примером ненасильственного поведения и создает для детей безопасную и дружественную атмосферу в классе, способствует профилактике жестокого обращения с детьми. Кроме того, он обязан информировать правоохранительные органы о случае насилия над ребенком.

Однако роль педагога этим не исчерпывается. Он должен принимать активное участие в оказании помощи ребенку совместно с представителями правоохранительных органов, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, родителями, социальными работниками.

Важно помнить, что дети могут восстановиться и восстанавливаются после сексуального насилия и что педагоги могут, а также и обязаны четко донести до ребенка, что «жизнь продолжается», обращая особое внимание на следующие направления работы с ребенком:

-   защита от повторного насилия;

-   защита от позора;

-  создание дружелюбной и поддерживающей обстановки в классе.

Вы поможете ребенку, если будете:

  1. Способствовать сохранению нормальных отношений ребенка с одноклассниками.
  2. Оказывать ребенку поддержку, учитывая его чувства и желания.
  3. Проявлять теплое отношение к ребенку, причем не только словесно.
  4. Выражать одобрение разными способами: кивните, улыбнитесь ребенку, отметьте его работу — чтобы он почувствовал свою значимость, ценность, уверенность в себе.
  5. Обеспечивать стабильность и предсказуемость — это очень важно для ребенка. Класс может быть единственным местом, где ребенок будет чувствовать себя нормально. Четко обозначайте ваши требования и ожидания, будьте последовательны.
  6. Помогать ребенку чувствовать свою принадлежность к группе одноклассников, включенность в дела класса.
  7. Структурировать жизнь ребенка: вначале ребенок хочет, чтобы ему говорили, что он должен делать и как реагировать, затем он может мобилизовать свои собственные ресурсы. Структурированность действий обеспечивает безопасные условия для развития ресурсов ребенка.
  8. Обеспечивать безопасность и конфиденциальность: поддерживайте привычный образ жизни. Ни с кем не обсуждайте детали случившегося с ребенком. Переживания ребенка не предназначены для коллег.
  9. Обозначать границы дозволенного поведения: деструктивное и асоциальное поведение должно твердо пресекаться.
  10. Поощрять ребенка и способствовать позитивным переменам в его жизни: предоставлять ему возможность читать и заниматься художественным творчеством (например, рисовать) — это поможет ребенку выразить свои чувства.

Дети, которые подверглись насилию, могут бурно «отреагировать» свои чувства во время кризиса, который наступает после раскрытия насилия, либо в период, предшествующий суду.

Вы можете помочь ребенку, если скажете следующее:

  1. «Некоторые дети так себя ведут (назовите характер поведения),когда они чувствуют себя...» (назовите, как ребенок может чувствовать себя, например: печально, одиноко).
  2. «Дети, которые сталкиваются с такой проблемой, иногда... » (назовите поведение).
  3. «Когда это (назовите поведение) происходит, у детей обычно бывает очень много забот».
  4. «Ты не будешь так себя чувствовать всегда. Но тебе может понадобиться помощь, направляющая рука, поддержка, чтобы пройти через это сегодня».

Эти замечания помогут уменьшить чувство изолированности у ребенка.

Дайте ребенку знать, к каким действиям вы готовы (например, что вы всегда готовы с ним поговорить). Было бы ошибкой убеждать ребенка не думать о случившемся, или забыть об этом. Об этом надо говорить открыто. Дети будут интерпретировать молчание как замалчивание и, кроме того, решат, что они «плохие».

Спросите ребенка, с кем еще он может поговорить о своих чувствах. «Я заметил, что в последнее время ты кажешься не очень счастливым. Я за тебя беспокоюсь. Могу ли я что-нибудь сделать, чтобы тебе помочь? Может быть, ты хочешь еще с кем-нибудь поговорить?»

Объясните ребенку вашу роль и роль представителей органов, оказывающих ему поддержку (работник организации защиты детей, социальный работник, консультант и т.д.). Дети нуждаются во множестве безопасных возмож­ностей разрядки своей тревоги.

Скажите ребенку, подвергшемуся насилию:

  1. Я тебе верю.
  2. Мне жаль, что с тобой это случилось.
  3. Это не твоя вина.
  4. Хорошо, что ты мне об этом сказал.
  5. Я постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность.

Если ребенок реагирует неуместным способом или совершает насилие над другими детьми, не колеблясь проконсультируйтесь со специалистами в области защиты детей. Ищите поддержки для себя, если необходимо, со стороны администрации, социальных служб, сверстников ребёнка и др.

 

Как вести себя в случае раскрытия насилия

Роль учителя в классе в тех случаях, когда ребенок подвергся насилию, может быть как позитивной, так и негативной. Все члены педагогического коллектива должны понимать, какое воздействие окажет на окружающих рассказ ребенка. В то же время им следует понимать, что ребенку в этой ситуации необходимо оказать поддержку. Кроме того, все обязаны соблюдать закон и сообщать о случаях насилия в соответствующие органы.

Чтобы правильно реагировать на признание ребенка и обеспечить ему необходимую поддержку, учитель должен быть уверен в правильности своих действий. Неуверенность, тревога, сочувствие ребенку, а также чувство ответственности перед школой и обществом — все эти эмоции достаточно обычны. Каждый учитель должен уметь создавать и поддерживать доброжелательную, теплую атмосферу, дающую детям ощущение надежности, в которой они смогут спокойно учиться и развиваться.

Если ребенок рассказал или своим поведением дал понять учителю о пережитом насилии — значит, удалось создать нормальную атмосферу в классе. Учителю может быть нелегко правильно отреагировать на рассказ ребенка, ему следует прояснить для себя, каковы его собственные ценности и чем определяется его отношение к рассказу ребенка. Знание собственных реакций, понимание своих чувств, помогут более эффективно справиться с ситуацией.

 

Рекомендации составлены по материалам книги  Журавлевой Т.М., Сафоновой Т. Я., Цимбал Е.И., «Помощь детям – жертвам насилия»

 

 

 

 

 

 

 

 

Июль 2018 года

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31

Горячая линия

visitka

Телефон доверия

Авторизация