Главное меню

Портал государственных и 
муниципальных услуг Вологодской области

Как зарегистрироваться на ЕПГУ

Список госуслуг, предоставляемых через ЕПГУ

Портал правовой информации

Персональные данные. Дети

Социально-психологическое тестирование обучающихся

Уполномоченный при Губернаторе области по правам ребенка

Смирнова

Ольга Александровна

Почтовый адрес: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 2

Адрес нахождения: г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 20

Адрес электронной почты: SPR@gov35.ru

Телефоны: 8(8172) 23-00-30 (добавочный (специалистов) 7731, 7735, (уполномоченного при Губернаторе области по правам ребенка) 7730)

Факс: 23-00-30 добавочный 0

Защита персональных данных

запись по телефону  (8172)53-03-70

Примерный конспект занятия с учащимися «Насилие»

По материалам журнала «Здоровье детей» № 13, 1- 15 июля, 2008.

Задачи

1. Объяснить, что существует моральное и фи­зическое насилие.

2. Объяснить, что случаи насилия могут про­исходить среди сверстников, между младшими и старшими детьми и подростками, что насилие может исходить и от взрослых людей, знакомых и незнакомых.

3. Указать на разницу между насилием и на­казанием.

4. Научить избегать насилия по отношению к себе.

Содержание

1. Общая беседа с классом и обсуждение си­туации морального насилия.

2. Групповая работа: ранжирование ситуаций насилия по степени опасности для здоровья.

3. Обсуждение разницы между насилием и наказанием за Проступок.

 

4. Повторение материала: как распознать опасность насилия со стороны взрослых и избежать ее.

Информация для учителя

Тема урока весьма сложна, но актуальность затронутой проблемы столь велика, что, несмотря на трудности, не следует отказываться от его про­ведения. Однако уроку должны предшествовать тщательная подготовка и четкая ориентация са­мого педагога в проблеме. Если вы сомневаетесь в каких-то деталях, заранее проконсультируйтесь со школьным психологом или другими специа­листами, которые могут вам помочь.

В начале урока можно опросить учеников о том, бывали ли с ними случаи, когда, например, их товарищ просил сделать что-либо, чего им не хотелось делать, а он настаивал. Пусть сначала поднимут руки те, кто отказался, так как это про­тиворечило их жизненной позиции, а затем те, кто согласился. Попросите добровольцев из первой и второй группы рассказать об этих случаях. Если ученики не сочтут это возможным, то разберите вместе ситуацию, которую вы им предложите. Например: «Два товарища выполняли домашнее задание. Оно оказалось довольно трудным. Один все же постарался и справился, а другой, увидев, что оно трудное, не стал его делать. Наутро в шко­ле, узнав, что его товарищ справился, он попросил списать задание. Первому ученику не хочется давать списывать, так как он считает, что в этом нет никакой пользы для товарища. Вместо этого он предлагает ему помочь разобраться в задании. Но товарищ отказывается, не желая «тратить время», и начинает «морально давить на него». Задайте ребятам вопрос, как поступили бы они в такой ситуации.

Затем попросите объяснить свои ответы тех, кто дал бы списать, и тех, кто отказал бы. Подведите итог обсуждения, сделав вывод о том, что это был пример морального насилия. Расскажите детям о том, что ситуации, в которых один человек осу­ществляет моральное насилие над другим, могут быть различными. Как себя вести в этих случаях? Многие уступают еще и потому, что знают: за мо­ральным может последовать физическое насилие. Например, товарищ рассердится и даже ударит тебя. Тогда вашей дружбе придет конец. Но скорее всего ей также придет конец, если ты поймешь: твой товарищ просто хочет использовать твои спо­собности, а не является тем близким и надежным человеком, каким ты его считал. Поэтому важно осознать: если подобная ситуация возникает и твой товарищ не понимает мотивов отказа (и не желает, как в нашем примере, вместо списывания принять помощь), то это уже серьезный повод задуматься, нужны ли тебе близкие отношения с таким человеком. Придет ли он тебе на помощь в трудную минуту?

Разобрав случай насилия между сверстника­ми, спросите учеников о том, приходилось ли им попадать в ситуации морального или физического насилия, исходящие от старших. Попросите на­звать, к каким категориям принадлежали люди, подвергавшие их моральному или физическому давлению (старшие подростки, родственники, незнакомые взрослые).

Затем проведите групповую работу по экс­пертизе ситуаций. Раздайте группам комплекты карточек, в которых описаны случаи морального и физического насилия между людьми, относящи­мися к различным категориям: между сверстниками - младшими и старшими школьниками; между школьниками и их родственниками; между школьниками и знакомыми взрослыми; между школьниками и незнакомыми взрослыми. По­просите учеников проранжировать эти ситуации с точки зрения опасности для здоровья. Пусть на первое место они поставят самые опасные ситуа­ции. Комплекты карточек во всех группах могут быть одинаковыми (см. раздаточный материал). Обсудите выбор каждой группы и обоснованность такого выбора. В ходе обсуждения выработайте общее мнение. Можно повесить на доску подготовленный заранее плакат с правильными ответами, пред­ложив сравнить их с тем, что решили в группах ученики.

После завершения этой работы остановитесь на ситуации, когда насилие в его различных фор­мах исходит от близких родственников (старших братьев, сестер, родителей). Объясните разницу между насилием и наказанием. Наказание часто следует за проступком. Однако для того чтобы наказание действительно достигало результата, оно не должно быть чрезмерным.

В заключение урока подойдите к самому важ­ному вопросу: как вовремя распознать угрожа­ющую ситуацию и избежать наиболее опасных форм насилия со стороны взрослых, часто незна­комых людей? Напомните ученикам правила поведения с незнакомы­ми людьми, которые неожиданно про­являют к ребенку повышенный интерес, обещают ему различные блага и пр. Повторите эти правила с классом (предварительно либо запишите их на доске, либо повесьте соответствующий плакат). Если раньше ребята не записывали их в тетради, пусть сделают это теперь.

Раздаточный материал

На карточках описаны различные ситуации морального и физического насилия. Попросите детей разобрать эти ситуации с точки зрения опасности для здоровья и указать наиболее опасные.

Насилие между сверстниками

1. Ученик, проходя между партами, скинул вещи своего одноклассника на пол. Обиженный од­ноклассник толкнул обидчика, завязалась драка.

2. Учительница на уроке выдала пособия с заданиями - одно на парту. Один из учеников пособие забрал себе, пригрозив соседке по парте, что не отдаст его, если она не выполнит данное ему задание.

3. Самый сильный мальчик в классе всех бьет и обижает, чтобы его боялись и слушались.

Насилие между младшими и старшими школьниками

1.Во дворе старшеклассники требуют деньги у младших школьников.

2.Старшеклассник просит знакомого младше­го школьника сбегать в магазин за кока-колой. Мальчику не хочется это делать, поскольку он опаздывает в секцию, и он отказывается. Тогда старший начинает угрожать расправой.

Насилие между школьниками и их родственниками

1. В некоторых семьях родители очень строго относятся к учебе своих детей, поэтому дети, по­лучив плохую оценку, боятся идти домой.

Нередко применяются «силовые меры» и для наказания за другие проступки детей (пришел с гулянья поздно, разбил нечаянно чашку и т.д.).

2. Младший брат пошел на прогулку в свитере старшего брата и нечаянно порвал его. Старший брат рассердился и дал волю рукам.

Насилие между школьниками и знакомыми взрослыми

Два одноклассника подрались после уроков. Один пострадал больше другого: получил несколь­ко синяков и небольших ушибов. Придя домой, он рассказал о драке родителям. На следующий день отец пострадавшего маль­чика нашел обидчика и применил к нему силовые действия.

Насилие между школьниками и незнакомыми взрослыми

1. Школьник заболел и остался дома. Утром раздался звонок, мальчик подошел к двери и спросил: «Кто там?». Ответил незнакомый голос. Звонивший пред­ставился работником рекламной службы и пред­ложил мальчику открыть дверь и посмотреть интересный товар.

Стоит ли открывать незнакомому человеку? Какие могут быть последствия, если мальчик откроет дверь?

2.      Две девочки днем возвращались из школы. Вдруг возле них остановилась машина и незнако­мый мужчина предложил довезти их до дому. Надо ли садиться в чужую машину? Как эта поездка может закончиться для девочек?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Октябрь 2018 года

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31

Горячая линия

visitka

Телефон доверия

Авторизация