Главное меню

Портал государственных и 
муниципальных услуг Вологодской области

Как зарегистрироваться на ЕПГУ

Список госуслуг, предоставляемых через ЕПГУ

Портал правовой информации

Персональные данные. Дети

Социально-психологическое тестирование обучающихся

Уполномоченный при Губернаторе области по правам ребенка

Смирнова

Ольга Александровна

Почтовый адрес: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 2

Адрес нахождения: г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 20

Адрес электронной почты: SPR@gov35.ru

Телефоны: 8(8172) 23-00-30 (добавочный (специалистов) 7731, 7735, (уполномоченного при Губернаторе области по правам ребенка) 7730)

Факс: 23-00-30 добавочный 0

запись по телефону  (8172)53-03-70

Материал для педсовета «Резкое слово - тоже насилие»

По материалам журнала «Здоровье детей» №7, 1-15 апреля, 2007.

 

Право на образование ребенка следует рас­сматривать прежде всего как право на уважение достоинства маленького человека, уважитель­ное отношение к нему со стороны персонала образовательного учреждения, как право насвободное выражение мнений и убеждений. В рам­ках школы складываются отношения, которые и определяют наличие и использование характера управления образованием ребенка - насильствен­ного или ненасильственного, что обнаруживает, в свою очередь, соблюдение прав ребенка.

 

«Мы - люди - остались такими же, какими были на протяжении миллионов лет, - беско­нечно жадными, завистливыми и агрессивными, подозрительными, полными тревог и отчаяния. Мы - страшная смесь ненависти, страха и доб­роты, насилие и мир одновременно. Внешняя социальная культура - результат внутренней психологической структуры наших человечес­ких отношений, каждый из нас - это склад всего прошлого» - так писал великий Кришнамурти, один из самых необычных восточных мудрецов XX века.

Как утверждают психологи, в основе отноше­ний «человек - человек» лежит управление собой и другими, цель которого - достижение желаемо­го стиля, вида, способа поведения, что и происхо­дит в пределах школьного взаимодействия.

При этом «нарушается благоприятное эмо­циональное состояние школьника» (С.М. Тром­бах), его эмоциональное благополучие, а значит, здоровье. Размышляя о сути человеческих вза­имоотношений, В. Франкл выделял три группы ценностей: ценность творчества, ценность пере­живаний, ценность отношений. Забывая об этом, мы нарушаем право ребенка на самовыражение и самоопределение.

Работа по совершенствованию системы управ­ления собой и другими требует знаний и пред­ставлений о характере, принципах управления, и прежде всего - насильственном и ненасильствен­ном.

В понятиях «насилие» и «свобода» есть нечто общее: и то, и другое строится на отношениях между людьми и с самим собой.

«Ненасильственное управление предполагает делание, деятельность, общение с удовольствием для себя, что сохраняет здоровье во всех его про­явлениях» (Ю.М. Орлов). Но формами ненасилия человек пользуется редко.

Проблема насилия рассматривается в  науке широко. «Насильственное управление - это не только когда убивают: сказанное резкое слово -тоже насилие, мы подчиняемся насильственному управлению из чувства страха, когда нас грубо отстраняют, чего-либо лишают. Насилие - это тонкая и глубокая вещь» (Кришнамурти). Оно всегда ведет к нарушению прав человека.

Если вглядеться в историю и методологию воп­роса, то следует сделать вывод, что проблема на­сильственного управления сложна. На протяжении тысячелетий человек прибегал к насилию. Наказа­ние за нежелательные для управителя действия, несмотря на свою неэффективность, применяется с момента возникновения человечества. Управлен­ческое поведение как подчиняющего, так и подчи­няемого выработано не ими, оно существовало до них и было усвоено через инстинкт и научение.

Человек же принял эту модель в чистом виде и на протяжении долгого исторического времени прибегает к ней, превзойдя природный инстинкт животных, поскольку выработал символы устра­шения более разнообразные, чем существующие в животном мире. Эти символы предупреждают необходимость практической реализации ка­ких -либо форм насилия немедленно и в разных си­туациях. Так, угрожающе звучат слова учителя: «Дневник на стол!» - которые лишь предваряют грядущую расправу, и можно представить, что творится в душе ребенка в этот миг и какими последствиями для здоровья это грозит.

Как пишет И. А. Зимняя, мотивация педагоги­ческой деятельности связана с желанием власти. Г.А. Мюррей еще в 1938 г. назвал этот мотив потребностью в доминировании. «Потребность в доминировании» зачастую удовлетворяется в насильственном управлении. В ходе взаимо­действия педагога с учениками она выражается во взглядах (злых, ироничных, насмешливых, предупреждающих), в жестах, мимике, интона­ции, аффективной речи и т.д.

Наблюдая за деятельностью студентов во вре­мя пробных уроков, мы пришли к выводу, что из всех методов взаимодействия в семи случаях из десяти студенты пользуются предупреждающими жестами, мимикой, нежелательными для детей действиями, интонацией.

Использование вербальных и невербальных средств взаимодействия создает безграничные возможности применения способов управления через насилие. В свою очередь, наблюдая данные приемы в работе учителя, школьник перено­сит их в область собственной деятельности, что можно наблюдать на практике.

Существуют два основных философских подхода в определении насилия. Один гласит: насилие - прирожденное свойство человека; другой утверждает: это результат социального и культурного влияния среды, в которой мы оби­таем. Об этом пишет и Э. Фромм, объясняя отказ от свободы в пользу деспотизма разрушением сообщества, которое жестко программировало жизненные проявления человека. В результате свобода оказывается не востребованной, так как человек не всегда готов к саморегуляции и нужда­ется во внешней силе, которая бы им управляла.

Исследова­ние, проведённое среди выпускников педагогического колледжа, показало, что из 43 опрошенных выпускни­ков 39 одобрили концепцию насилия («хорошо, что заставляли, ругали, наказывали, строго спрашивали...») и лишь четыре написали, что с удовольствием делали все сами.

Таким образом, формула «я могу сам, я хочу сам, я буду сам» срабатывает редко. Человек одоб­ряет, принимает модель насильственного управ­ления и видит ее положительные результаты.

Литературные источ­ники подтверждают: чем выше культура чело­века, общества, культура отношений в системе взаимодействия «ученик - учитель», тем менее значима и употребляема система насилия. Она имеет внутреннюю и внешнюю стороны. Каждый педагог должен помнить, что тяга к насилию сидит внутри него самого, и чем умнее человек, тем более он способен стать выше насилия или ис­пользовать более тонкие и негрубые его формы.

Так, студенты педагогического колледжа, изучая влияние эмоциональной памяти на результаты деятельности и активность младшего подростка, провели следующий эксперимент: первую неделю студенты вели уроки в обычном режиме, активно используя оценки и оценочные суждения; вторую неделю работали в режиме завышения отметок, а неудовлетворительный результат оценивался как отличный, с выдвижением перспективы роста; третью неделю - в режиме безотметочном и безмотивационном; четвертую - в режиме строгих требований выполнения норматива.

Как же менялась активность детей в разных ситуациях? Оказалось, что уровень активности соответствовал уровню использования системы насилия.

Возможно ли применение ненасильственной формы управления в условиях профессиональ­ного и школьного обучения?

Изучение  проблемы насильственного управления (через словесное воздействие) на уро­ках физкультуры и спортивных занятиях показало, что на 45 пробных уроках в начальных классах, повышенная интонация использовалась 203 раза, насмеш­ка - 24, морализирование- 13, придирки- 17, замечания- 392, оскорбление- 7, гнев- 19, одобрение- 28, похвала- 93, просьба- 12, юмор - 9, угроза - 13, поощрение самостоятель­ности - 16.

Дети реагировали по-разному: уходом от деятельности, раздражением, обидой, молча­ливым подчинением, подавленным состоянием, равнодушием, активной деятельностью при пох­вале. Вывод понятен: насилие вызывает у ребенка негативную реакцию.

В чем проблема? Дети неуправляемы или мы отмечены низкой культурой? У детей выработал­ся стереотип к такому воздействию или нам не хватает ума на другие формы?

Интересные ответы дали подростки из спортивной группе (ушу). Был задан вопрос: «Почему вы занимаетесь спортом?». 70% детей ответили: «Чтобы уметь защищаться», «Чтобы ничего не бояться », « Чтобы уметь дать сдачи ».

Вывод однозначен: ребенок испытывает на себе насильственное управление и затем берет его на вооружение. В этой ситуации следует го­ворить и о низкой правовой осведомленности де­тей. Ю.М. Орлов выделяет условия процветания насильственного управления, которые хорошо прослеживаются в школе:

- отрицание свободы управляемого, призна­ние иллюзорности его существования; признание того, что его поведение ущербно и нуждается в управлении;

-   возведение эмоционального барьера и умень­шение проницаемости «я» управителя по отноше­нию к обучающемуся, отрицание идентичности между управителем и тем, кем управляют;

-   повышенная чувствительность управителя, страх недостижения цели управления, что соот­ветствует эмоциональной, социальной и духовной незрелости управителя.

Изложенные условия взаимосвязаны, осно­ваны на особенностях мышления управителя и управляемого.

Существует большое количество классификаций видов насильственного управления, явных и скрытых. Известное изречение «Похвала - пилюля для дурака» тоже имеет глубокий смысл, корнями уходящий в суть на­сильственного управления.

Его распространенные последствия: садист­ское поведение и приспособленчество, посто­янный страх и тревожность, работомания и суетливость - в основе реакций лежит синдром возмездия за насилие, а частая похвала приводит к тому, что ребенок становится «трудоголиком», теряя физическое и психическое здоровье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Апрель 2018 года

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30

Горячая линия

visitka

Телефон доверия

Авторизация