Главное меню

Портал государственных и 
муниципальных услуг Вологодской области

Как зарегистрироваться на ЕПГУ

Список госуслуг, предоставляемых через ЕПГУ

Портал правовой информации

Персональные данные. Дети

Социально-психологическое тестирование обучающихся

Уполномоченный при Губернаторе области по правам ребенка

Смирнова

Ольга Александровна

Почтовый адрес: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 2

Адрес нахождения: г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 20

Адрес электронной почты: SPR@gov35.ru

Телефоны: 8(8172) 23-00-30 (добавочный (специалистов) 7731, 7735, (уполномоченного при Губернаторе области по правам ребенка) 7730)

Факс: 23-00-30 добавочный 0

Использование альтернативных методик для формирования навыков общения у неговорящих детей с ДЦП

Цветкова Светлана Владимировна, 

педагог-психолог

За последние годы увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья. Удельный вес детей с ДЦП вышел на одно из первых мест по частоте встречаемости среди поражений нервной системы в детском возрасте во всех странах мира и является одним из инвалидизирующих заболеваний детского возраста.

Большинство детей с церебральным параличом испытывают огромные трудности в общении (коммуникации) и требуют к себе особого внимания, так как они лишены возможности выразить свои мысли, эмоции, желания и потребности. Часто дети с ДЦП не способны использовать вербальные средства общения, у них наблюдаются расстройства речи, которые в значительной степени затрудняют их контакт с окружающими людьми. Поэтому для формирования навыков общения у неговорящих детей с ДЦП необходимо использовать альтернативные способы коммуникации (блисс-методика, альтернативное чтение, лёб-система и другие), которые помогут детям выразить свои мысли и желания, заменить звуковую речь, а семьям – общаться с детьми, понимать их, осуществлять уход.

В основу альтернативных методик формирования коммуникативных навыков, используемых специалистами БОУ ВО «Областной центр ПМСС», положен метод пиктограмм. Термин «пиктограмма» достаточно общее название, обозначающее «представление написанного посредством рисунка». Целью применения пиктограмм является возможность общения неговорящего ребенка с ДЦП с близкими людьми, с семьей. Использование пиктограмм для обучения коммуникации способствует пробуждению и развитию когнитивных возможностей, стимулирует и активизирует деятельность ребенка и его взаимодействие с окружающим.

В связи с тем, что дети с ДЦП обладают очень различными возможностями, то и выбор средств коммуникации будет зависеть как от физических, так и от интеллектуальных возможностей безречевого ребенка с церебральной патологией.

Для ребенка с ДЦП, если он имеет сохранные познавательные возможности, хорошее понимание обращенной речи и способен к выражению своих желаний и мыслей, возможно использование блисс- методики. Это одна из первых систем альтернативной коммуникации, которые были использованы в качестве вспомогательных средств общения людей с различными речевыми нарушениями, в сочетании с физической инвалидностью. Словарь блисс-языка содержит свыше 4000 слов, с помощью данных символов можно передавать абстрактные понятия, в том числе и чувства.[3]

Для ребенка с церебральной патологией в сочетании интеллектуальной недостаточностью возможно использование методики «Альтернативное чтение», предложенной Л.Б. Баряевой. Цель занятий по данной методике – научить ребенка не только «читать» пиктограммы, но и «отвечать» на вопросы, высказывать свои желания. Данная методика включает понятия, с которыми ребенок сталкивается ежедневно. Это такие разделы, как «Я – ребенок», «Я и моя семья», «Ребенок и его игрушки», «Ребенок и его дом», «Ребенок и мир животных», «Ребенок и мир растений», «Ребенок и явления природы».[1]

В качестве системы символов для вступления в коммуникацию с неговорящими детьми с ДЦП используют методику «Лёб-система», разработанную Р. Лёб в Германии. Данная методика охватывает всего 60 символов (пиктограмм) и используется для работы с детьми, имеющими в своем развитии умственные и физические отклонения. Данная система включает следующие разделы: общие знаки взаимопонимания; слова, обозначающие качества; состояние здоровья; посуда, продукты питания; личная гигиена; игры и занятия; религия; чувства; работа и отдых. [2]

«Я хочу» – самые важные слова в данной методике. Цель системы – научить ребенка выражать с помощью символов свои желания. На втором плане стоят слова – «Ты должен».

Важным моментом в методике «Лёб-система» является то, что при взаимодействии с ребенком можно опираться на имеющиеся понятия и один символ может обозначать разные желания. Например, символ «кушать» может быть использован для обозначения следующих желаний:

  • я хочу что-нибудь кушать;
  • я хочу свою любимую еду;
  • я покушал, но хочу еще.

Исходя из опыта использования представленных выше систем альтернативного общения, можно выделить следующие способы применения пиктографического метода для формирования навыков общения у неговорящих детей с ДЦП:

  1. ребенок может только указывать на выбранный им символ;
  2. ребенок может найти нужный символ и передать взрослому;
  3. ребенок может сделать выбор из 2-3 предложенных символов (играть-танцевать-кушать);
  4. ребенок может указать символ с помощью «указателя головой».

Выбор альтернативных методов коммуникации детей с ДЦП должен быть обязательно индивидуализирован с учетом формы и тяжести заболевания, состояния интеллекта, возраста, индивидуальных особенностей детей.

Еще один из показателей успешности работы по данному направлению – обязательное привлечение ближайшего окружения ребенка с церебральной патологией к процессу формирования навыков коммуникации у него. В виду того, что только специально организованное обучение ребенка не может дать устойчивый развивающий эффект и, следовательно, огромное значение для результативности имеет обучение ближайшего окружения ребенка используемой методике и дальнейшее непосредственное использование родителями альтернативной коммуникации с ребенком с ограниченными возможностями здоровья в домашних условиях.

Таким образом, с неговорящими детьми с ДЦП возможно использование различных систем альтернативной коммуникации, выбор которых зависит от индивидуальных возможностей ребенка с церебральной патологией.

Литература

1. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Я – говорю! Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми. – М.: Дрофа, 2007.

2. Лёб – система. Система символов как вступление в коммуникацию с неумеющими говорить или только изучающим язык детьми/ Перевод Клочко К., Шипицына Г. – Минск.: ОО «БелАПДИ», 1996.

3. Все дети могут общаться. Сборник авторских работ специалистов Мурманской области по использованию блисс – метода (с приложением)/ Под редакцией Н.Д. Белявской, Г.В. Обнорской. – Оленегорск «Полиграфист», 2008.

 

 

 

 

 

 

 

 

Январь 2018 года

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31

Горячая линия

visitka

Телефон доверия

Авторизация