Главное меню

Портал государственных и 
муниципальных услуг Вологодской области

Как зарегистрироваться на ЕПГУ

Список госуслуг, предоставляемых через ЕПГУ

Портал правовой информации

Персональные данные. Дети

Социально-психологическое тестирование обучающихся

Уполномоченный при Губернаторе области по правам ребенка

Смирнова

Ольга Александровна

Почтовый адрес: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 2

Адрес нахождения: г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 20

Адрес электронной почты: SPR@gov35.ru

Телефоны: 8(8172) 23-00-30 (добавочный (специалистов) 7731, 7735, (уполномоченного при Губернаторе области по правам ребенка) 7730)

Факс: 23-00-30 добавочный 0

Защита персональных данных

запись по телефону  (8172)53-03-70

Психолого-педагогическая поддержка детей предшкольного возраста специалистами ПМСС-центра в образовательных учреждениях муниципальных районов области

Бобкова Наталия Вячеславовна, 

педагог-психолог

Кузнецова Елена Александровна,
учитель-логопед

В России постоянно возрастает количество детей, характеризующихся теми или иными отклонениями в развитии, которые осложняют процесс их социализации и способны привести к социальной дезадаптации.

В этой связи особую актуальность приобретает проблема психолого-педагогической поддержки детей на ранних этапах их развития.

Психолого-педагогическая поддержка представляет собой особый вид психолого-педагогической деятельности, направленной на выявление, определение и разрешение проблем ребенка с целью реализации и защиты его прав на полноценное развитие и образование.

Деятельность ПМСС-центра предполагает взаимосвязь различных специалистов, участвующих в образовательном процессе. Каждый их них имеет свои функции в осуществлении помощи и поддержки развивающейся личности ребенка, вместе же они обеспечивают целостность этого процесса.

Из года в год неуклонно растет количество детей, обратившихся за помощью в наше учреждение. Анализ обращений в БОУ ВО «Областной центр ПМСС» в период с 2005 по 2011 годы показал, что ежегодно количество обратившихся в центр возрастает в среднем на 11%, а в течение 2009 – 2010 учебного года число пришедших детей, родителей и педагогов составило 5413 человек. При рассмотрении возраста детей, посещающих ПМСС-центр, была выявлена тенденция увеличения обращений по проблемам развития детей дошкольного возраста. На сегодняшний день дошкольники составляют свыше 60% от общего контингента учреждения.

Для областного центра психолого-медико-социального сопровождения одними из важнейших являются вопросы: «Как осуществить процесс психолого-педагогической поддержки детей дошкольного возраста в муниципальных районах области, где нет или недостаточно специалистов службы сопровождения? Какие формы и методы психолого-педагогической поддержки детей дошкольного возраста наиболее эффективны при работе специалистов ПМСС-центра с дошкольными образовательными учреждениями районов?»

Успешность работы с детьми может быть обеспечена, если психолого-педагогическая поддержка детей дошкольного возраста носит многокомпонентный, поэтапный характер и предусматривает:

  • изучение личностных особенностей ребенка и ситуации его развития,
  • разработку оптимальной программы поддержки детей с  учетом их личностного своеобразия и индивидуальных потребностей при взаимодействии со специалистами МДОУ и семьей ребенка,
  • реализацию программы педагогами МДОУ и родителями  при консультативной помощи специалистов Центра или  реализацию программы непосредственно  специалистами Центра;
  • анализ проделанной работы и ее результативности.

Рассмотрим содержание и условия успешной реализации программы поддержки (сопровождения) детей предшкольного возраста, которую осуществляют специалисты Центра на протяжении более 10 лет. Необходимость помощи специалистов службы сопровождения на этапе перехода детей в школу обусловлена тем,   что  начало обучения в школе – сложный и ответственный этап в жизни каждого ребенка, и необходимо объединение усилий воспитателей, психологов, родителей по психологической подготовке ребенка к обучению в школе, с целью  не просто помочь ребенку адаптироваться к школе, но  реализовать и развить все свои психические и личностные возможности.

Первый этап реализации программы психолого-педагогической поддержки детей предшкольного возраста заключается в психодиагностическом обследовании всех детей подготовительной группы МДОУ. Цель  - выявить проблемные зоны  готовности к обучению.

Далее специалисты Центра разрабатывают два типа программ сопровождения: индивидуально-ориентированные и системно-ориентированные.

Индивидуально-ориентированное сопровождение направлено на решение проблем конкретного ребенка, попавшего в «группу риска». Для этого проводится дополнительное углубленное обследование, анализируется ситуация развития ребенка и разрабатывается план психолого-педагогической помощи дошкольнику. В зависимости от уровня развития ребенка, ситуации в детском саду, условий жизни ребенка, уровня педагогической компетентности родителей возможны разные формы реализации программы: через  специально организованные занятия с ребенком в детском саду воспитателем и родителями дома, при первичной помощи специалистов Центра при ее реализации (консультирование воспитателей и родителей по вопросам обучения и воспитания конкретного ребенка),   или через специально организованные занятия на базе Центра непосредственно специалистами  Центра.

Системно-ориентированное сопровождение предназначено для решения проблем, характерных для большой группы людей, например, группы детей детского сада.

Проблемы, характерные для многих детей группы, также выявляются в ходе первичной экспресс-диагностики.

Реализация задач системно-ориентированного сопровождения осуществляется через специальные занятия (семинары, родительские собрания) с воспитателями и родителями детей той группы, в которой выявлены у многих детей схожие проблемы (например,  несформированность у детей предшкольного возраста пространственно-временных представлений, мотивационной готовности к обучению в школе и т.п.).

Формы взаимодействия со взрослыми могут быть различными, и их выбор определяется особенностями конкретной ситуации. Опереться можно либо на методиста детского сада (так строится взаимодействие с МДОУ «Семенковский детский сад общеразвивающего вида», где именно  методист проявляет основную заинтересованность в позитивных изменениях детей), либо на заведующую детского сада (МДОУ «Сямженский детский сад №3»), либо непосредственно на воспитателя группы.

Выводы:

В БОУ ВО «Областной центр ПМСС» отлажена система быстрого реагирования на запросы дошкольных образовательных учреждений районов области, в арсенале специалистов  Центра есть технологичные схемы, направленные на выявление детей «группы риска» и психолого-педагогическую помощь таким детям, как в форме индивидуальной поддержки, так и в форме системно-ориентированного сопровождения при выявлении проблем у группы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Октябрь 2018 года

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31

Горячая линия

visitka

Телефон доверия

Авторизация