Главное меню

Портал государственных и 
муниципальных услуг Вологодской области

Как зарегистрироваться на ЕПГУ

Список госуслуг, предоставляемых через ЕПГУ

Портал правовой информации

Персональные данные. Дети

Социально-психологическое тестирование обучающихся

Уполномоченный при Губернаторе области по правам ребенка

Смирнова

Ольга Александровна

Почтовый адрес: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 2

Адрес нахождения: г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 20

Адрес электронной почты: SPR@gov35.ru

Телефоны: 8(8172) 23-00-30 (добавочный (специалистов) 7731, 7735, (уполномоченного при Губернаторе области по правам ребенка) 7730)

Факс: 23-00-30 добавочный 0

Инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья в среду сверстников посредством групповой коррекционно-развивающей работы

Непеина Анастасия Николаевна,

педагог-психолог

Процесс роста числа инвалидов является характерным для всего населения нашей планеты. Эксперты ООН и Всемирная Организация Здравоохранения, придерживаются мнения, что 10% населения земного шара имеют инвалидность либо физического, либо психического характера – каждый десятый из них, более 120 млн. – это дети и подростки.

В современной России в связи с происходящими изменениями в социально-экономической, политической и других сферах жизни общества, проблема детской инвалидности стала одной из актуальных. В связи с этим за последние несколько лет популярным направлением современного образования стало инклюзивное образование.

Идея инклюзивного образования, заключается в том, что не ребенок должен готовиться к включению в систему образования, а сама система должна быть готова к включению любого ребенка [1]. Инклюзия предполагает разработку и применение таких конкретных решений, которые смогут позволить каждому человеку равноправно участвовать в академической и общественной жизни. [3;4]

Инклюзия (от англ. «inclusion» – включение) – процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме и, в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии. [3]При инклюзии все заинтересованные стороны должны принимать активное участие для получения желаемого результата. Инклюзия – это процесс реального включения детей с ограниченными возможностями здоровья в среду сверстников, а также в активную общественную жизнь и в одинаковой степени необходима для всех членов общества.

Актуальность инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья в среду сверстников в младшем школьном возрасте очевидна. Дети без выраженных отклонений в физическом и психическом развитии имеют опыт общения с различными группами сверстников. Дети с ограниченными возможностями здоровья практически не меняют группу общения. В основном – это члены семьи, родственники и специалисты, работающие с данными детьми (учителя, психологи, дефектологи, логопеды, социальные работники и др.). Для того чтобы разнообразить общение данной категории детей, необходимо включить их в совершенно незнакомую группу сверстников.

В ГОУ «Областной центр психолого-медико-социального сопровождения» с 2005 года реализуется групповая  коррекционно-развивающая программа «Экстрим» для детей 10 – 12 лет. Основными целями и задачами программы является коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы, отработка навыков эффективного взаимодействия со сверстниками. Особенностью данной программы является включение детей с ограниченными возможностями здоровья  в состав участников группы.

За время работы данных групп занятия посетили 15 детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. В основном это младшие подростки с интеллектуальными нарушениями (11 детей с задержкой психического развития различного генеза; 2 ребенка с тяжелыми нарушениями речи, 2  ребенка с умственной отсталостью).

Отклонения в эмоцонально-волевой сфере у детей с задержкой психического развития, умственной отсталостью проявляются в эмоциональной лабильности, легкой пресыщаемости, частой смене настроения. Часто отмечается либо импульсивность, аффективная возбудимость, либо повышенная чувствительность к замечаниям, склонность к робости. В других случаях ригидность переживаний, негативизм, агрессивность [2].

Трудности  у детей с тяжелыми нарушениями речи очевидны. При взаимодействии с окружающими зачастую возникают проблемы в общении, непонимание со стороны взрослых и детей. В связи с этим нередко данный контингент детей имеет ограниченный круг общения.

В группе «Экстрим» обучение коммуникативным навыкам происходит через использование различных методов  и методик: элементы сказкотерапии; прослушивание релаксационной музыки; элементы арт-терапии; рисуночные техники; ролевые игры; подвижные игры и упражнения. Акцентируется и поощряется взаимопомощь, сотрудничество, принятие, умение работать в команде.

Отношения, которые выстраиваются в такой группе, помогают детям с ограниченными возможностями здоровья расширить опыт взаимодействия со сверстниками, способствуют закреплению конструктивных форм общения.

Инновационной формой работы специалистов  ГОУ «Областной центр психолого-медико-социального сопровождения» с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является организация и проведение в летний период времени лагеря с кратковременным дневным пребыванием «Солнечная страна». В летний лагерь принимаются дети, которые посещали индивидуальные и групповые занятия со специалистами ГОУ «Областной центр психолого-медико-социального сопровождения» в течение учебного года.

В программу летнего лагеря включены групповые занятия с педагогами-психологами, конкурсные и игровые программы, экскурсии по историческим местам Вологодской области, прогулки на теплоходе, посещение парка аттракционов и др. В ходе занятий в летнем лагере реализуются следующие задачи: создание условий эмоционального комфорта; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие социальной и познавательной активности; формирование навыков сотрудничества; развитие навыков конструктивного общения; развитие креативности; развитие навыков ручного труда.

Во время занятий и мероприятий в Центре дети постоянно находятся в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать взаимоотношения, совместно с педагогами творчески решать различные игровые и коммуникативные задачи.

Применение инклюзивных технологий в групповой работе и при организации летнего лагеря на базе Центра позволило расширить личностные возможности всех участников, помогло выработать такие качества, как толерантность, гуманность, готовность к помощи. Инклюзивное образование является  принципиально новой средой, в которой школьники и педагоги объединены одной общей целью – доступным образованием для всех без исключения детей.

Таким образом, через использование различных видов включения детей с ограниченными возможностями здоровья в среду сверстников, возможно достижение главной задачи инклюзивного образования – создание условий для равноправного участия всех детей в академической и общественной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

Январь 2018 года

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31

Горячая линия

visitka

Телефон доверия

Авторизация