Главное меню

Портал государственных и 
муниципальных услуг Вологодской области

Как зарегистрироваться на ЕПГУ

Список госуслуг, предоставляемых через ЕПГУ

Портал правовой информации

Персональные данные. Дети

Социально-психологическое тестирование обучающихся

Уполномоченный при Губернаторе области по правам ребенка

Смирнова

Ольга Александровна

Почтовый адрес: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 2

Адрес нахождения: г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 20

Адрес электронной почты: SPR@gov35.ru

Телефоны: 8(8172) 23-00-30 (добавочный (специалистов) 7731, 7735, (уполномоченного при Губернаторе области по правам ребенка) 7730)

Факс: 23-00-30 добавочный 0

Как нужно себя вести учителю в случае неадекватного поведения учеников

Мичурина Екатерина Алексеевна,
педагог-психолог

 

neadpov_1 Никто не застрахован

Выбирая профессию учителя, мы изначально идем на риск - попасть под жернова хамства со стороны детей, их родителей, а иногда - и своих коллег. Ни для кого не секрет, что красный диплом педагогического университета вовсе не означает, что учитель готов к преподаванию, к общению с детьми. Учат все больше теориям, истории педагогики, тому, как надо и как должно быть, а вовсе не готовят к тому, с чем можно столкнуться сегодня в нашей школе. Отрыв от практики колоссальный.

Не мытьем, так катанием

По большому счету, только на своем опыте методом проб и ошибок, спустя несколько лет некоторые учителя начинают понимать, с кем и как себя вести, как управлять классом, держать дисциплину. Некоторые сбегают из школы после первой же практики, некоторые так и остаются в счастливом неведении, как можно в классе с тридцатью подростками без применения насилия и оскорблений вести полноценный урок. В итоге, в проигрыше остаются, прежде всего, дети.

Кроме того, нынешние педагоги старой закалки отмечают, что если раньше на авторитет учителя среди учеников работало общественное мнение, престижность педагогической профессии, действенность рычагов воспитания на родителей через партийную организацию, на школьных хулиганов - через пионерскую и комсомольскую организации, то теперь учитель беззащитен и везде крайний. Поставил двойку - плохой учитель, сам себе ее поставил, не научил, не нашел подхода к ученику.

Более того, современные дети совсем другие, дети информационной эпохи, в представлении которых даже опыление цветка происходит через Wi-Fi, а чтобы пообщаться с друзьями — им проще создать конференцию в сети.

Поиск виновных тоже ни к чему хорошему не приводит - ни к решению проблем, ни к ответам на злободневные вопросы, только разжигает больше ненависти учителей и родителей, учителей и детей.

Детки в клетке

Всем известно, что школа - это место, где дают ответы на незаданные детьми вопросы. И если раньше ученики зачастую молча «кушали» то, чем их «кормили» на уроке, то сегодня они открыто заявляют: а мне это не надо, я не хочу учиться, мне это неинтересно, я не просил вас об этом рассказывать, мне лень работать на уроке...

neadpov_2И многие бы сбежали из школы, если бы могли. Сейчас создается благодатная почва для процветания школьного хамства. Привлечь к труду после уроков хулигана нельзя, пожаловаться некому (позиция администрации - это ваши проблемы как учителя, что в институте педагогику с психологией не проходили? Позиция многих родителей - мой ребенок вам нагрубил, значит, вы сами это заслужили). Опытные коллеги призывают «не принимать близко к сердцу» выходки ученика (собственно, с ним не жить, детей не крестить), игнорировать (какое дело, что ученик играет в телефон), относиться с юмором (очень смешно, когда пятиклассники на уроке высмеивают портреты историков, висящие в кабинете) или «ставить проказников на место» (разными способами, тут кто на что горазд – от высмеивания ученика, до того, чтобы воспользоваться камерой наблюдения или силой коллективного мнения).

В общем, проблему с хамством на своем уроке преимущественно решает (или не решает) сам учитель, ведь он – взрослый, несет за детей ответственность, на него возложены обязанности по обучению и воспитанию детей, а ученики – это дети, что с них возьмешь (с урока выгнать нельзя, наказать тоже).

Как же нужно себя вести учителю в случае неадекватного поведения учеников?

Как обычно реагируют учителя?

  • Не вмешиваются.
  • Угрожают (поставить двойку, вызвать родителей и т.д.).
  • Стараются взаимодействовать, пытаясь поставить учащегося перед необходимостью сделать осознанный выбор и задуматься об ответственности.

Существует мнение, что подростки затевают подобные «игры» ради гнева учителя. Они чувствуют, как человек в гневе теряет контроль над ситуацией, и видят, что это они управляют ситуацией и учителем.

 

3 основных закона, по которым ученики строят свое поведение

1 закон

Определенное поведение в определенных обстоятельствах.

Это любая ситуация, которая повторяется регулярно. Один из учеников никогда не поднимет руку на уроке истории и не ответит, пока его не спросят. Другой ученик будет хамить учителю математики и вежлив со всеми остальными. И так постоянно.

Вот тут стоит задуматься педагогу, как изменить, прежде всего, свое поведение, чтобы научиться взаимодействовать с учениками, а те, в свою очередь, ощутили выбор, как им себя вести дальше. Учителю же стоит задуматься и над тем, как сделать так, чтобы ученики захотели изменить свое поведение.

2 закон

neadpov_3Цель любого поведения – чувствовать свою принадлежность к обществу, в данном случае к школьной жизни. То есть это – потребность в своей важности и значимости, чтобы занять свое место в школьном коллективе. Ученику необходимо ощущать свою интеллектуальную состоятельность (а не слушать в свой адрес комментарии, о том какой он тупой), даже если не тянет программу на «4». Обязательно нужно школьникам поддерживать отношения с учителями и одноклассниками. И как ни странно, кто бы как бы ни отлынивал, ребята чувствуют потребность вносить особый вклад в жизнь класса и школы. И они стараются это сделать. Любыми способами. В том числе и нарушая дисциплину.

3 закон

Дети и подростки понимают, что ведут себя неправильно. Но... они не понимают, что так ведут себя, чтобы привлечь внимание, избежать неудачи, отомстить, получить власть. Плохое поведение – признак того, что ученик хочет быть в центре внимания и быть главным, так в первом случае учитель постоянно обращает на него внимание, а во втором – разрушают порядок в классе, демонстрируя, что никто ничего ему не сделает. Некоторые обидчивые ребята или те, которых «достала» та или иная ситуация, начинают мстить учителю/однокласснику/классу или всем сразу за реальную или выдуманную обиду. Но каковы бы не были цели, учитель должен взаимодействовать с ними.

Главное, понять действительную причину поведения учеников, и только тогда можно будет правильно построить общение, чтобы погасить плохое поведение.

Правила

1. Акцентируйте внимание на поступках ученика, а не на его личности.

neadpov_4Обсудите с учащимся или учащимися поведение. Просто опишите его без оценки самого поведения, избегая слов «плохо», «по-хамски» и так далее. Это не только вызовет отторжение со стороны учащегося, но и вы себя «накрутите», а в результате все вернется к эмоциям и перейдет «на личности». Проблему так не решить. Обсуждайте только проступок, лучше тот, что происходит в данный момент. Не стоит припоминать прошлые проступки или говорить о том, что так произойдет снова. Разговаривая, нужно быть доброжелательным к собеседнику, тогда у ученика не возникнет желание защищаться.

2. Контролируйте отрицательные эмоции.

Какие эмоции у вас вызывает ученик, который старается вывести вас из себя? Гнев, беспомощность, возмущение? Это нормально. Но в это время мыслить здраво и спокойно невозможно. Всех этих эмоций и добивается подросток, которому нужна власть. И когда он своего не добивается, учитель спокоен и может даже безразличен, то такой ученик лишается ожидаемой реакции, а у учителя есть много шансов успешно взаимодействовать с таким учеником в дальнейшем.

И разумеется, необходимо «разряжаться» каждый день, будь то душ, или физические нагрузки и музыка, кому-то будет лучше покричать или выговорить все без церемоний мнимому ученику. Найдите свое.

Ученики любят проверять учителей на выдержку, терпение и изворотливость, если можно так выразиться.

3. Не усиливайте напряжение ситуации, правильно реагируя

Снижать напряжение довольно трудно. Типичные ошибки в напряженной ситуации:

  • повышение голоса,
  • крик,
  • оскорбительные, унижающие выражения,
  • сарказм,
  • оставлять последнее слово за собой,
  • напряженные позы, сжатые челюсти, сцепленные руки,
  • применение физической силы,
  • настаивание на своей правоте,
  • действия с чувством превосходства,
  • оценивание характера ученика,
  • сравнение одного ученика с другим,
  • «проповеди»,
  • втягивание в конфликт других людей,
  • оправдывания, защита,
  • типичные фразы вроде «Учитель здесь пока еще я» и обобщения «Вы все одинаковы»,
  • придирки,
  • передразнивание,
  • требования и давление.

Возможно, на некоторое время неприемлемое поведение действительно прекратится, но очень скоро повторится.

4. Обсуждать плохое поведение нужно позже

Когда остынут эмоции и у вас, и у ученика. Но поговорить нужно обязательно. Виноватых искать не надо, ученики в курсе, как они себя ведут, и что это плохо. Возможно, будет полезным организовывать время от времени общие дискуссии.

5. Всегда оставляйте ученикам возможность «сохранить лицо»

Бывает, что вы можете надавить, и ученик сделает то, чего хотите вы, но по-своему... ну и пусть, не надо требовать полного подчинения. Главное, что учащийся, наконец, прекратил мешать и вам, и классу, и самому себе. Подавлять полностью ни к чему.

6. Демонстрируйте доброжелательное поведение

Оставьте крик, унижения и обвинения – агрессию. Место агрессии при общении с учащимися – в воображении. Дисциплинарные меры лучше отложить до утихания бури эмоций. Ученики делают то, что делают учителя и взрослые, повторяют. Конфликты также учатся разрешать на примере учителей. Если эмоции и агрессия захлестывают учителя, то ученики сделают то же самое и будут позволять себе это по отношению к учителю. Если же учитель демонстрирует неагрессивное поведение, то учащиеся также быстро переймут такое поведение.

Желаю успехов!

При подготовке статьи использовались материалы сайтов:

http://planetashkol.ru

http://styllzhizni.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Январь 2018 года

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31

Горячая линия

visitka

Телефон доверия

Авторизация