Главное меню

Портал государственных и 
муниципальных услуг Вологодской области

Как зарегистрироваться на ЕПГУ

Список госуслуг, предоставляемых через ЕПГУ

Портал правовой информации

Персональные данные. Дети

Социально-психологическое тестирование обучающихся

Уполномоченный при Губернаторе области по правам ребенка

Смирнова

Ольга Александровна

Почтовый адрес: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 2

Адрес нахождения: г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 20

Адрес электронной почты: SPR@gov35.ru

Телефоны: 8(8172) 23-00-30 (добавочный (специалистов) 7731, 7735, (уполномоченного при Губернаторе области по правам ребенка) 7730)

Факс: 23-00-30 добавочный 0

Защита персональных данных

запись по телефону  (8172)53-03-70

Рекомендации педагогам по обучению младших школьников с задержкой психического развития

Сычева Елена Владимировна, учитель-логопед

Латкина Татьяна Викторовна, учитель-логопед

Молчанова Ольга Борисовна, учитель-дефектолог

 

Федеральный государственный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ) предполагает обучение детей с задержкой психического развития (далее – ЗПР) по двум вариантам адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – АООП): вариант 7.1. и 7.2.

Выбор варианта АООП относится к компетенции психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК).

Рекомендация ПМПК на обучение по АООП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.1.) предполагает, что ребенок достиг к моменту поступления в школу уровня психофизического развития близкого к возрастной норме и может получать образование, находясь в среде сверстников, не имеющих нарушений в развития в те же календарные сроки обучения (1-4 классы). В структуру АООП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.1.) обязательно должна быть включена программа коррекционной работы.

Вариант 7.2. АООП НОО обучающихся с ЗПР может быть рекомендован детям, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы. Их отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях. Структура АООП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) включает обязательный коррекционный курс, предполагающий оказание детям психолого-педагогической помощи посредством проведения коррекционно-развивающих занятий со специалистами психолого-педагогического профиля (учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог). В случае обучения по варианту 7.2. возможно удлинение сроков обучения за счет введения первого дополнительного класса.

В некоторых случаях (несогласие родителей, отсутствие отдельных классов для детей с ЗПР, нехватка мест в классах, реализующих АООП НОО обучающихся с ЗПР, и др.) школьники с выраженной задержкой психического развития, несмотря на рекомендации ПМПК, могут оказаться в общеобразовательном классе. В такой ситуации педагогу необходимо знать психолого-педагогические особенности детей данной категории, индивидуальные особенности ребенка (его сильные и слабые стороны), уметь осуществлять индивидуальный подход к обучению, контролю знаний, умений и навыков, создавать организационно-педагогические условия, удовлетворяющие особые образовательные потребности ребенка с ЗПР.

Дети с ЗПР – это дети с нарушением нормального темпа психического развития, проявляющееся в замедленном темпе созревания познавательной и эмоционально-волевой сферы.

Для детей с ЗПР характерны:

  1. недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений;
  2. незрелость мышления, преобладание игровых интересов;
  3. низкий уровень работоспособности, утомляемость при интеллектуальной нагрузке;
  4. замедленная включаемость в работу;
  5. неумение подчиняться правилам дисциплины;
  6. замедленное развитие активных форм деятельности;
  7. неумение тормозить свои эмоции и желания, импульсивность;
  8. недостаточная сформированность чувства долга и ответственности;
  9. недостаточная способность к волевому усилию и труду;
  10. несформированность навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.

Обучение младших школьников с ЗПР должно реализовывать следующие принципы: индивидуализация, коррекционная направленность и воспитывающий характер обучения.

Несмотря на разнообразие детей, относящихся к данной категории, можно выделить их общие образовательные потребности:

  • адаптация основной общеобразовательной программы с учётом необходимости коррекции психофизического развития;
  • обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учётом функционального состояния нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, понижении общего тонуса);
  • организация процесса обучения с учётом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приёмов и средств, способствующих как общему развитию обучающего, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
  • обеспечение индивидуального темпа обучения;
  • постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру через использование позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
  • развитие и отработка средств коммуникации, приёмов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формировании навыков социально одобряемого поведения;
  • специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникших трудностей, формирование умения использовать помощь взрослого;
  • взаимодействие семьи и образовательной организации (сотрудничество с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).

В системе работы педагогов с обучающимися, имеющими ЗПР, предусматриваются:

  • создание щадящего режима интеллектуальных и физических нагрузок на ребенка, рациональное чередование труда и отдыха, различных видов деятельности, что оптимизирует умственную работоспособность школьников;
  • формирование учебных интересов, положительного отношения к школе, исправление недостатков мышления, внимания, поведения, памяти, речи.

Организационно-педагогические условия при обучении детей с ЗПР могут включать в себя:

  • пропедевтику перед каждым разделом программы;
  • повторение на каждом уроке (четко спланированное и логически обоснованное);
  • медленный темп обучения;
  • четкое деление на этапы, логическая связь этапов, детализация учебного материала;
  • подача материала небольшими дозами с обязательным его постепенным усложнением, пошаговая тактика обучения по теме;
  • изменение контрольно-измерительных материалов (увеличение шрифта, замена письменных заданий заданиями на печатной основе, тестовыми заданиями и др.);
  • индивидуальный режим написания контрольных работ;
  • увеличение времени на выполнение заданий или сокращение объема заданий;
  • адаптация трудных заданий, их упрощение;
  • снижение требований к аккуратности оформления письменных работ;
  • использование разнообразных видов помощи (схемы, опоры, алгоритмы, планы и т.п.).

Соблюдение данных условий позволит предотвратить появление у обучающихся с ЗПР пробелов в знаниях, повысить успешность освоения ими общеобразовательной программы.

Как известно, дети с задержкой психического развития способны принимать помощь и могут довольно успешно действовать по образцу. Предлагаем варианты адаптации учебных заданий для обучающихся с ЗПР:

1. Карточки с пропусками ключевых слов или с вариантами ответов, позволяющие проверить владение обучающимся изученным материалом.

Общее задание: Дай определение имени существительному.

Адаптированное задание: Дополни определение пропущенными словами.

Имя существительное – это часть _______, которая отвечает на вопросы _______ и обозначает ________.

Адаптированное задание: Выбери нужные слова так, чтобы получилось определение имени существительного.

Имя существительное – это часть РЕЧИ / СЛОВА, которая отвечает на вопросы КТО? / КАКОЙ? / ЧТО ДЕЛАЕТ? / ЧТО? и обозначает ПРИЗНАК / ПРЕДМЕТ / ДЕЙСТВИЕ.

2. Членение многоступенчатых инструкций (составных задач) на отдельные задания, которые позволяют ребенку структурировать выполнение поставленной задачи, последовательно идти к её решению и проводить самопроверку и самокоррекцию в случае необходимости.

Общее задание: Начерти прямоугольник, длина которого 5 см, а ширина на 2 см меньше и вычисли его площадь.

Адаптированное задание:

1) Длина прямоугольника 5 см, а ширина на 2 см меньше. Найди ширину.

2) Впиши найденное значение: длина прямоугольника 5 см, а ширина  см.

3) Начерти прямоугольник с заданной длиной и шириной.

4) Выбери формулу, по которой можно вычислить площадь прямоугольника: S=a*b или P=(a+b)*2

5) Узнай площадь прямоугольника.

3. Использование плана при ответе на вопрос или при пересказе.

Общее задание: Расскажи о свойствах воды и её значении в природе.

Адаптированное задание: Расскажи о свойствах воды и её значении в природе, ответив на вопросы:

1) В каком состоянии бывает вода в природе?

2) От чего зависят различные состояния воды?

3) Какой должна быть температура воды, чтобы она превратилась в лёд?

4) Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии?

5) Где человек использует воду?

6) Почему мы должны беречь воду?

4. Использование алгоритма выполнения задания

Общее задание: Разбери слова по составу.

Адаптированное задание: Разбери слова по составу, пользуясь алгоритмом.

1) Найди окончание. Измени слово с помощью вопросов и слов-помощников:
- это кто? что?- нет кого? чего?- дать кому? чему?- любуюсь кем? чем?

2) Выдели корень. Подбери родственные слова. Объясни значение слова.

3) Выдели приставку и суффикс, если они есть в слове.

5. Предоставление возможности выполнять практические действия с предметами, рисунками, предложениями, словами, математическими знаками, моделями и т.д.

Общее задание: Определи последовательность предложений.

 В мутной воде щука сама попала в частую сеть.
 Щука и окунь жили в реке.
 Она стала мутить воду.
 Задумала щука поймать жирного окуня.

Адаптированное задание: Разложи предложения в нужном порядке так, чтобы получился рассказ (каждое предложение на отдельной полоске бумаги).

В мутной воде щука сама попала в частую сеть.
Щука и окунь жили в реке.
Она стала мутить воду.
Задумала щука поймать жирного окуня.

 

Список литературы

1. Баталов А.С., Вильдшанская А.Д. Деятельность психолого-педагогического консилиума образовательной организации в условиях введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ / А.С. Баталов, А.Д. Вильдшанская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2016. - №5. – С. 9-22

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года №1598.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ноябрь 2018 года

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30

Горячая линия

visitka

Телефон доверия

Авторизация