Главное меню

Портал государственных и 
муниципальных услуг Вологодской области

Как зарегистрироваться на ЕПГУ

Список госуслуг, предоставляемых через ЕПГУ

Портал правовой информации

Персональные данные. Дети

Социально-психологическое тестирование обучающихся

Уполномоченный при Губернаторе области по правам ребенка

Смирнова

Ольга Александровна

Почтовый адрес: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 2

Адрес нахождения: г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 20

Адрес электронной почты: SPR@gov35.ru

Телефоны: 8(8172) 23-00-30 (добавочный (специалистов) 7731, 7735, (уполномоченного при Губернаторе области по правам ребенка) 7730)

Факс: 23-00-30 добавочный 0

запись по телефону  (8172)53-03-70

Социальное партнерство ПМСС-центра с семьей как условие успешной социализации детей-инвалидов

Токарева Ирина Алфеевна, 

директор БОУ ВО "Областной центр ПМСС"

Соболева Мария Евгеньевна,
зам.директора БОУ ВО "Областной центр ПМСС"

Семьи, воспитывающие детей-инвалидов,  составляют особую категорию населения, нуждающуюся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Такие семьи, как правило, сталкиваются с серьезными  социальными, психологическими и педагогическими проблемами.

Для ребенка-инвалида, ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее – с ОВЗ)  семья имеет особое значение, выступая в качестве условия выживания и практически единственного шанса на положительный результат процесса социализации. Чем тяжелее нарушение развития, тем более жизненно важной для него является поддержка семьи. [1]

 

Важнейшее условие социализации ребенка с ОВЗ – сознательное участие семьи в общественном процессе его реабилитации. Участие родителей в этом процессе пролонгирует педагогическое воздействие на ребенка. Первый опыт социализации ребенок получает в семье. Успешность этого процесса, включение ребенка в процесс общения с другими людьми, безусловно, зависит от психологического климата семьи.

 

Установлено, что детям удается достичь гораздо лучших результатов, когда в реабилитационном процессе родители и специалисты становятся  партнерами  и вместе решают поставленные задачи.

Сотрудничество, включение,  участие, обучение, партнерство – эти  понятия  обычно  используются  для  определения характера взаимодействий. Остановимся на последнем понятии – «партнерство», поскольку оно наиболее точно отражает тип  совместной  деятельности родителей и специалистов БОУ ВО «Областной центр ПМСС» (далее – ПМСС-центр). Партнерство подразумевает  полное  доверие,  обмен знаниями, навыками и опытом  помощи  детям,  имеющим  особые   потребности  в индивидуальном  и  социальном  развитии.  Партнерство  –  это  такой   стиль отношений, который позволяет определять общие цели и достигать их с  большей эффективностью, чем, если бы  участники  действовали  изолированно  друг  от друга. Установление партнерских отношений  требует  времени  и  определенных усилий, опыта, знаний. [2]

Социальное партнерство специалистов с родителями в ПМСС-центре осуществляется в реализации различных видов деятельности. В своей работе с семьей педагоги ставят такие цели: оказать квалифицированную поддержку родителям, создать комфортную психологическую среду для ребенка, а также условия для самореализации родителей и их социализации, способствовать формированию адекватных отношений ребенка и взрослых, ребенка и социума, взрослых и социума.

Специалисты ПМСС-центра (педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, социальные педагоги, врачи) взаимодействуют с родителями, воспитывающими детей-инвалидов, в процессе осуществления традиционных видов деятельности: на психолого-медико-педагогической комиссии, при диагностике, консультировании, во время коррекционно-развивающих занятий, при прохождении лечебно-профилактических мероприятий и др.

Новшеством в работе ПМСС-центра стало максимально раннее начало комплексной психолого-медико-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ: занятия с детьми раннего возраста и их родителями; социально-педагогический патронаж семей, воспитывающих детей с множественными нарушениями развития; арт-терапевтические занятия; организация и проведение социокультурных мероприятий; семейный клуб «Умка» для детей и их родителей.

Специалисты ПМСС-центра начинают сотрудничество с семьями, воспитывающими детей раннего возраста, оказывая им психолого-педагогическую и медико-социальную помощь. Значение ранней помощи трудно переоценить, если принять во внимание тот факт, что первые три года жизни оказывают решающее влияние на развитие ребенка. Результаты ранней диагностики приводят к необходимости наиболее нуждающимся детям и их родителям посещать индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия специалистов ПМСС-центра.

Коррекционно-развивающие занятия с малышами и их родителями в раннем детстве способствуют снижению риска проявлений нарушений развития у детей в более старшем возрасте; позволяют детям 1 – 2 лет, не посещающим дошкольные образовательные учреждения, и их родителям получать психолого-педагогическую помощь; повышают педагогическую компетентность родителей; позволяют родителям глубже узнать особенности и возможности своих детей.

Социально-педагогический патронаж предполагает посещение специалистом семей на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями. Данная форма работы позволяет установить и поддерживать связь с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, своевременно выявлять проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.

Арт-терапевтические занятия проводит врач-психиатр  с целью адаптации детей с эмоционально-волевой неустойчивостью в социуме, коррекции поведенческих расстройств, развития познавательных способностей, креативности.

Дети с сочетанными нарушениями нуждаются в особом индивидуально-ориентированном подходе, включающем поддержку их личностного развития, формирование психологических предпосылок учебной деятельности, оптимизацию родительско-детского  взаимодействия.

Семейный клуб «Умка» организован ПМСС-центре для оказания помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, которые не имеют возможности посещать образовательные учреждения по причине выраженных нарушений развития. Это группа взаимопомощи родителей,  объединенных общей жизненной проблемой. В клубе дети получают коррекционно-развивающую помощь, а родители  могут обмениваться опытом, информацией, эмоциональной поддержкой, дают понять друг другу, что они не одиноки в своей проблеме и осознают свою значимость. Организована совместная продуктивная и театрализованная деятельность, общение детей, их родителей и специалистов ПМСС-центра. Образовательная деятельность семейного клуба проходит в рамках знакомства с различными литературными произведениями (сказками).

Опыт работы специалистов в семейном клубе на протяжении трех лет показал, что данная форма работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, приносит положительные результаты: родители мотивированы на посещение занятий в клубе, проявляют интерес к общению друг с другом, отмечают повышение настроения в дни занятий в клубе; семьи отмечают появление желания детей общаться со сверстниками, повышение интереса к продуктивным видам деятельности; психолого-педагогическая диагностика показала, что занятия способствуют расширению кругозора детей-инвалидов, развитию внимания и памяти, мелкой моторики руки.

Эффективной формой работы по социальной адаптации детей с ОВЗ является организация и проведение в ПМСС-центре социокультурных мероприятий. Создан и работает «Клуб интересных встреч», в рамках которого дети и их родители общаются, встречаются с музыкантами, поэтами и писателями, представителями различных интересных профессий. Сложились традиции социокультурных мероприятий: праздничные вечера, концерты, игровые и конкурсные программы, выставки детских работ, экскурсии и др.

Вся работа с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ, направлена на преодоление их социальной беспомощности за счет повышения педагогической компетентности, обучения навыкам взаимодействия и общения со своим ребенком, совместно выполняемых упражнений, заданий и рекомендаций специалистов, а также за счет общения с другими родителями в рамках групповой работы. Благодаря этому родители принимают на себя  и увереннее несут ответственность за воспитание и развитие своего ребенка.

Таким образом, в работе ГОУ «Областной центр психолого-медико-социального сопровождения» сделан акцент на максимально раннее начало комплексной психолого-медико-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ, на взаимодействие специалистов с родителями, что  является фактором оптимизации образовательных возможностей и социально-экономических перспектив ребенка, шагом к совершенствованию практики защиты прав ребенка, в том числе  и ребенка-инвалида.

Литература

  1. Нагорная Л.А. Семья как один из наиболее важных институтов социализации ребенка с тяжелыми нарушениями развития //Медико-психолого-социально-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и их семей: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 1 – 3 декабря 2010 г. в 2 т. Т.2 – Отв. ред. Г.И. Чижова. – Красноярск: СибГТУ, 2010.
  2. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие – Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

Май 2018 года

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31

Горячая линия

visitka

Телефон доверия

Авторизация