Главное меню

Портал государственных и 
муниципальных услуг Вологодской области

Как зарегистрироваться на ЕПГУ

Список госуслуг, предоставляемых через ЕПГУ

Портал правовой информации

Персональные данные. Дети

Социально-психологическое тестирование обучающихся

Уполномоченный при Губернаторе области по правам ребенка

Смирнова

Ольга Александровна

Почтовый адрес: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 2

Адрес нахождения: г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 20

Адрес электронной почты: SPR@gov35.ru

Телефоны: 8(8172) 23-00-30 (добавочный (специалистов) 7731, 7735, (уполномоченного при Губернаторе области по правам ребенка) 7730)

Факс: 23-00-30 добавочный 0

запись по телефону  (8172)53-03-70

Социально-педагогический патронаж семей, воспитывающих детей-инвалидов

Соболева Мария Евгеньевна,

зам.директора БОУ ВО"Областной центр ПМСС"

Носкова Светлана Александровна,
социальный педагог

В жизни детей-инвалидов и в семьях, в которых они воспитываются, возникает много трудностей и проблем. Специалисты, работающие с указанной категорией детей, выделили следующие проблемы (барьеры, с которыми сталкивается семья с ребенком-инвалидом и сам ребенок в нашей стране):

  • инвалиды социально, территориально и экономически зависят от родителей и опекунов;
  • при рождении ребенка с особенностями психофизиологического развития семья часто либо распадается, либо усилено опекает ребенка, не давая ему развиваться;
  • выделяется слабая профессиональная подготовка таких детей;
  • возникают трудности при передвижении по городу, что приводит к изоляции инвалида;
  • сформировано негативное общественное мнение по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья;
  • многие дети-инвалиды не имеют возможности получения педагогических знаний.

Детям-инвалидам необходима профессиональная помощь специалистов. Эта помощь должна носить не только медицинский характер, она должна быть комплексной, затрагивать все стороны жизни такого ребенка. В БОУ ВО «Областной центр ПМСС» детям-инвалидам  оказывают помощь врачи, педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды и социальный педагог.

С 2000 года в Центре введена должность социального педагога, основной задачей которого является помощь семьям, воспитывающим детей-инвалидов. Для оказания помощи данной категории семей социальный педагог Центра использует различные формы работы: социальная диагностика, консультирование по вопросам взаимодействия с учреждениями, социально-педагогический патронаж и другие.

 

Патронаж – одна из форм работы социального педагога, представляющая собой посещение семей на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать связи с детьми и их родителями (законными представителями), своевременно выявлять проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.

Социально-педагогический патронаж семей, воспитывающих детей-инвалидов, является приоритетным направлением деятельности БОУ ВО «Областной центр ПМСС» по следующим причинам:

  • помогает и дает силы семьям, воспитывающим детей-инвалидов, справиться с многими трудностями посредством поддерживающих, реабилитационных, защитных и коррекционных действий;
  • позволяет детям-инвалидам, не посещающим образовательные учреждения, получать педагогическую помощь в домашних условиях;
  • в рамках социально-педагогического патронажа могут осуществляться различные виды социальной и педагогической помощи семьям, нуждающимся в поддержке;
  • получают помощь и поддержку даже те дети, которые не могут самостоятельно передвигаться;
  • патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить больше информации для использования полученной информации в интересах ребенка;
  • делает социально-педагогическую деятельность более эффективной.

Цель патронажа семей – социально-педагогическая адаптация и реабилитация детей-инвалидов.

Цель реализуется через следующие задачи:

  1. выявление и своевременная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья посредством системы мер воздействия, включающей в себя диагностические, развивающие и консультативные мероприятия, направленные на развитие адаптивных механизмов у детей и подростков;
  2. помощь родителям в воспитании и обучении детей;
  3. помощь родителям в решении социальных и правовых вопросах;
  4. взаимодействие со специалистами БОУ ВО «Областной центр ПМСС»и других медицинских, образовательных и социальных учреждений с целью оказания комплексной помощи ребенку.

Социальный педагог Центра оказывает помощь семьям, воспитывающим детей, имеющих комплексные нарушения развития: это нарушения опорно-двигательного аппарата, интеллектуального развития различной степени,  органические поражения головного мозга и центральной нервной системы.

Социально-педагогический патронаж проводится по нескольким направлениям.

  1. Социально-педагогическая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья.
  2. Взаимодействие с родителями по вопросам консультирования педагогического, социально-правового характера.
  3. Оказание социальной поддержки семьям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Сюда включена материальная помощь, подбор необходимого медицинского оборудования.
  4. Взаимодействие со специалистами медицинских, образовательных, социальных, благотворительных  учреждений.

Таким образом, специалист проводит работу с детьми-инвалидами, с их родителями, а также со специалистами различных учреждений и ведомств.

Целью работы с детьми-инвалидами является социально-педагогическая адаптация и реабилитация. Социальный педагог проводит занятия два раза в неделю по индивидуальным программам, составленным совместно  с учителем-логопедом и учителем-дефектологом.

Задачами этих программ являются:

  • подготовка ребенка к обучению  в образовательных учреждениях;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • формирование навыков адекватного поведения;
  • расширение представлений об окружающем мире;
  • формирование практических бытовых навыков.

Обязательным направлением социально-педагогического патронажа является консультирование родителей, воспитывающих ребенка-инвалида.

Консультации представляют собой взаимодействие между двумя или несколькими людьми, в ходе которого определенные специальные знания педагога используются для оказания помощи консультируемому в решении текущих проблем или при подготовке к предстоящим действиям.

Поскольку консультирование предназначено для оказания помощи практически здоровым людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач, оно способно найти широкое применение и в социально-педагогической практике, нацеленной на реабилитацию семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Необходимость использования этого метода связана с тем, что значительная часть семей, имеющих ребенка-инвалида, находится в острых или хронических стрессовых состояниях, испытывающих трудности адаптации к своему новому статусу, имеют неустойчивую мотивацию к участию в реабилитационном процессе, сталкиваются со сложностями межличностного общения внутри семьи и с ближайшим окружением. И помимо новых знаний им необходимо специально организованное доверительное общение. Многие семьи испытывают экономические трудности, а некоторые живут за чертой бедности.

Таким образом, родителям, воспитывающим детей-инвалидов, социальный педагог оказывает помощь в решении педагогических, социальных и правовых вопросов.

Социальный педагог выступает в качестве посредника между медицинским, педагогическим персоналом и семьей; помогает установить связь с другими родственниками, семьями, испытывающими подобные затруднения, с организациями, способными предоставить помощь.

Таким образом, социально-педагогический патронаж является важным направлением деятельности Центра, посредством которого социальный педагог оказывает помощь в социальной и педагогической адаптации детям-инвалидам и семьям в вопросах воспитания, обучения, развития и защиты прав их воспитанников.

 

 

 

 

 

 

 

 

Август 2018 года

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Горячая линия

visitka

Телефон доверия

Авторизация