Главное меню

Портал государственных и 
муниципальных услуг Вологодской области

Как зарегистрироваться на ЕПГУ

Список госуслуг, предоставляемых через ЕПГУ

Портал правовой информации

Персональные данные. Дети

Социально-психологическое тестирование обучающихся

Уполномоченный при Губернаторе области по правам ребенка

Смирнова

Ольга Александровна

Почтовый адрес: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 2

Адрес нахождения: г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 20

Адрес электронной почты: SPR@gov35.ru

Телефоны: 8(8172) 23-00-30 (добавочный (специалистов) 7731, 7735, (уполномоченного при Губернаторе области по правам ребенка) 7730)

Факс: 23-00-30 добавочный 0

Агрессивность у детей. Что делать?

Мороз Ю. В., педагог-психолог,

Красавина А. А., педагог-психолог

 

В настоящее время специалисты, педагоги, родители довольно часто сталкиваемся с детьми, у которых присутствуют нарушения эмоционально-волевой сферы, трудности в общении и поведении. Часто у детей встречаются проявления агрессивности. Взрослые часто задают вопрос: «Как же работать и взаимодействовать с такими детьми?».

 

Что же такое агрессия и кто такие агрессивные дети?

Агрессия (лат. – нападение) – это разрушающее враждебное поведение в отношении окружающих людей.

Агрессивность – черта личности, которая, с одной стороны, определяется врожденными особенностями темперамента ребенка, а с другой стороны приводит к агрессивным действиям. Но необходимо помнить, что агрессивное поведение ребенка не всегда обусловлено агрессивностью. У агрессивности есть как отрицательные черты (раздражительность, негативизм), так и положительные – независимость, самостоятельность, активность, уверенность. К сожалению, маленькие дети, в силу своей импульсивности, неумения контролировать себя демонстрируют в большей степени отрицательные черты.

Проявление агрессии с возрастом изменяется. Это связано с возрастными особенностями ребенка. Так, в возрасте 1 года агрессия может проявляться в ответ на запреты и требования взрослых, ограничивающих свободу передвижения ребенка. В 2,5-3 года дети агрессивно настроены из-за конфликтов со взрослыми, особенно это появляется в период кризиса трех лет. Это теперь разновидность протеста против взрослого. Свое неудовольствие дети выражают весьма непосредственно: кричат. Падают на пол, топают ногами. В 5-6 лет агрессивное поведение может рассматриваться как специфическая форма взаимоотношений ребенка с другими людьми. Наличие выраженных агрессивных проявлений и легкость их возникновения у 5-7-летних детей – признак, довольно неблагоприятный с точки зрения прогноза дальнейшего формирования личности.

 

Что делать?

  • Главное правило, которое должны знать взрослые – научить ребёнка освобождаться от накопившегося раздражения. Необходимо, чтобы у ребенка было как можно больше возможностей разряжать накопившуюся негативную энергию. Приемлемым способом выразить гнев являются игры, например, «Мешочек для криков», игра «Обзывалки», игры с легкими мячами – «Попади в мишень», мягкие подушки, которые можно пинать, газеты, которые можно рвать.
  • Необходимо проявлять постоянное доброжелательное внимание.
  • Важно отмечать и поддерживать любые положительные действия и качества агрессивного ребенка (ведь он привык к порицанию, которое только подкрепляет негативные стороны агрессивности).
  • Чаще говорить малышу о своих чувствах и желаниях («Я очень расстроена, из-за того, что твоя одежда брошена, нужно ее аккуратно сложить»).
  • Некоторых детей следует предупредить заранее о том, что игру скоро нужно заканчивать, потому что вы идете к врачу или на занятие. Это поможет избежать агрессивных вспышек.
  • Очень полезны для снятия агрессии игры с водой, песком, манкой. Летом необходимо позволять ребёнку возиться в песке, воде. В холодное время года это можно заменить купанием в ванне, бассейне. Дети постарше с удовольствием переливают воду из одной ёмкости в другую. Взрослым необходимо обеспечить все условия для подобных занятий детей.
  • Хорошо снимает напряжение лепка из глины, пластилина. Это необходимо начинать с раннего детства. Предварительно обучить детей правилам лепки, работы с пластилином, песком: на доске для лепки, в одном месте и пр.
  • Рисование красками (пальчиками или ладошками) хорошо снимает напряжение, создаёт положительный эмоциональный настрой. Надо быть готовым к тому, что ребёнок испачкается и не надо ругать его за это. Лучше такие рисунки делать на большом листе бумаги или старых обоях.
  • Для работы с агрессивными детьми могут с успехом пользоваться различные настольные игры, которые предусматривают игру как поодиночке, так и совместно. Например, игра «Конструктор». Детям предлагается вдвоем или втроем собрать какую-нибудь фигуру из деталей. По ходу игры взрослый помогает детям решить возникающие конфликты и избежать их. После игры возможно проигрывание конфликтных ситуаций с нахождением путей выхода из них. В ходе совместных настольных игр дети овладевают навыками конструктивного общения.
  • Для снятия напряжения и раздражительности необходимо иметь музыкальные игрушки, пластилин, надувные (или пластмассовые) молотки, свисток, боксерскую грушу, мяч. Когда вы замечаете, что ребенок сильно возбужден, начинает себя вести неадекватно, кричит и т.д., помогите ему: дайте малышу, например, барабан или бубен, пусть стучит и бренчит в свое удовольствие. Не пугайтесь, дети быстро устают от такого занятия, поэтому головная боль вам не грозит.
  • Поскольку агрессивные дети, часто испытывают мышечное напряжение, то при работе с ними полезны подвижные игры: так они снимают напряжение и агрессивное состояние детей, такие как «Жужа», «Падающая башня», «Детский футбол», «Выбиваем пыль», «Штурм крепости», «По кочкам» и др. Главное научить детей снимать напряжение через направленную игру.
  • Музыкотерапия – использование в работе музыкальных произведений и музыкальных инструментов. Для детей, которые проявляют тревожность, беспокойство, испытывают страхи, напряжение проводится простое слушание музыки, которое сопровождается заданием. Когда звучит спокойная музыка, детям дают инструкцию думать о предметах, которые вызывают у него приятные ощущения.
  • Отработка навыков общения. Задача взрослого – научить детей выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами (обсуждение, ролевая игра).
  • Формирование способности к эмпатии, сочувствию. Для этого используются такие приемы как чтение художественной литературы, игры и упражнения обязательно с последующим обсуждением чувств и мыслей героев. Организовать театр: «Как Мальвина ссорилась с Буратино», Что чувствовал Буратино, когда Мальвина поставила его в чулан? Что чувствовала Мальвина, когда ей пришлось наказать Буратино?
  • Использовать игры-драматизации, когда дети проигрывают ситуации. Агрессивного ребенка следует ставить в контрастные позиции. Обсуждение позиций. Придумать другой вариант окончания сказки, более приемлемый выход из ситуации.

Таким образом, основными способами снижения агрессивности детей дошкольного возраста, являются: игры, творческая деятельность (лепка, рисование, пересказ, придумывание сказок, сочинение стихов), пение, участие в самодеятельности, песочная терапия, сказкотерапия.

Любое поведение ребенка обязательно имеет определенную причину. Мотивами агрессивного поведения могут быть: подражание взрослым или сверстникам, борьба за власть, привлечение внимания, стремление защититься, желание отомстить и так далее. Однако агрессию ребенок проявляет только тогда, когда он видит примеры того, что достижение той или иной цели возможно только с помощью силы.

К сожалению, ситуацию проявления детьми агрессии могут усугубить и сами взрослые. Если на какие-то действия ребенка взрослый отвечает криком или насилием, то в этом случае как раз и происходит воспитание агрессивного поведения.

 

Желаем вам успехов!

 

 

 

 

 

 

 

 

Февраль 2018 года

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28

Горячая линия

visitka

Телефон доверия

Авторизация