Главное меню

Портал государственных и 
муниципальных услуг Вологодской области

Как зарегистрироваться на ЕПГУ

Список госуслуг, предоставляемых через ЕПГУ

Портал правовой информации

Персональные данные. Дети

Социально-психологическое тестирование обучающихся

Уполномоченный при Губернаторе области по правам ребенка

Смирнова

Ольга Александровна

Почтовый адрес: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 2

Адрес нахождения: г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 20

Адрес электронной почты: SPR@gov35.ru

Телефоны: 8(8172) 23-00-30 (добавочный (специалистов) 7731, 7735, (уполномоченного при Губернаторе области по правам ребенка) 7730)

Факс: 23-00-30 добавочный 0

Боремся с профессиональным стрессом, или Как научиться «не гореть»?

Непеина Анастасия Николаевна,

педагог-психолог

 

Боремся со стрессомСиндром профессионального выгорания – самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, – всех, чья деятельность невозможна без общения.

Именно поэтому первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание – плата за сочувствие».

Профессиональное выгорание – это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизиологические и поведенческие компоненты». По мнению Д. Гринберга, «выгорание» может характеризоваться эмоциональным, физическим и когнитивным истощением и проявляться следующими симптомами:

- ухудшением чувства юмора,

- учащением жалоб на здоровье,

- изменением продуктивности работы,

- снижением самооценки и др.

Современное общество предъявляет высокие требования к системе образования. Педагоги, стремясь соответствовать этим требованиям, вынуждены беспрестанно повышать уровень профессиональной компетентности, что, в свою очередь, уже ведет к физическим и интеллектуальным перегрузкам. Напряженные ситуации на работе (трудности взаимодействия с учениками на уроке, нарушения дисциплины учащимися, конфликтные ситуации с родителями, администрацией, сотрудниками) приводят к истощению эмоциональных ресурсов педагога.

 

Признаки профессионального выгорания

Все признаки (симптомы) профессионального выгорания можно разделить на три группы:

- психофизические симптомы;

- социально-психологические симптомы;

- поведенческие симптомы.

 

Психофизические симптомы

Боремся со стрессом- чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);

- ощущение эмоционального и физического истощения;

- снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);

- общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);

- частые беспричинные головные боли;

- резкая потеря или резкое увеличение веса;

- постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

- полная или частичная бессонница;

- сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

- одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

- ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

 

Социально-психологические симптомы

Боремся со стрессом- безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);

- повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

- частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);

- чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность;

- чувство повышенной тревожности и неосознанного беспокойства (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

- чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;

- общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

 

Поведенческие симптомы

Боремся со стрессом- ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять её – все труднее и труднее;

- смена обычного рабочего режима (увеличивает или сокращает время работы);

- «берем работу домой»;

- затрудняемся в принятии решений»;

- невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;

- дистанцированность от сотрудников и обучающихся;

- попытки снять стресс с помощью употребления ПАВ.

 

Последствия профессионального выгорания

Профессиональное выгорание педагога, его эмоциональное опустошение не может не сказаться и на его деятельности в школе и в детском саду, поскольку атмосфера равнодушия и напряжения, привнесенная учителем или воспитателем, негативно влияет на детей, их мотивацию к обучению и отношение к педагогу.

 

Итак, как же справиться с профессиональным стрессом?

Данные рекомендации - это меры, препятствующие развитию синдрома эмоционального выгорания, повышающие стрессоустойчивость организма:

Боремся со стрессом1. Регулярный отдых, баланс работа – досуг. «Выгорание» усиливается всякий раз, когда границы между работой и домом начинают стираться и работа занимает большую часть жизни. Необходимо иметь свободные вечера и выходные (не брать работу на дом).

2. Регулярные физические упражнения (как минимум 3 раза в неделю по 30 минут). Нужно искать такие виды активности, которые будут нравиться (прогулки, бег, танцы, велосипед, работа в саду, на дачном участке и т.п.), иначе они будут восприниматься как рутинные и избегаться.

3. Адекватный сон как важнейший фактор, редуцирующий стресс. Чтобы просыпаться отдохнувшим, необходимо спать в среднем, 7-8 часов. Если иметься недостаточная продолжительность сна, можно ложиться на 30 – 60 минут раньше и контролировать результат через несколько дней. Сон считается хорошим, когда люди просыпаются отдохнувшими, чувствуют себя энергичными днем и легко пробуждаются утром, когда звонит будильник.

4. Необходимо создание, поддержание «здорового рабочего окружения», когда осуществляется планирование очередности, срочности выполнения дел, управление своим временем и др.

5. Организация своей работы: частые, короткие перерывы в работе (например: по 5 минут каждый час), которые более эффективные, чем редкие и длительные.

6. На работу лучше приготовить легкий завтрак, чем голодать весь день и переедать по вечерам.

7. Небольшие физические упражнения полезны абсолютно всем!

8. Желательно сократить потребление кофеина (кофе, чай, шоколад, кола), т.к. кофеин является стимулятором, способствующим развитию стрессовой реакции. Примерно через 3 недели после постепенного сокращения потребления кофеина отмечается снижение тревоги и беспокойства, изжоги и мышечных болей.

9. Делегирование ответственности – разделение ответственности за результат деятельности с клиентами, студентами, пациентами. Выработка умения говорить «нет». Люди, которые придерживаются позиции «чтобы что – то было сделано хорошо, надо это делать самому», напрямую идут к «выгоранию».

10. Наличие хобби (спорт, культура, природа), т.е. интересы вне работы, позволяющие снять напряжение, возникающее на работе. Желательно, чтобы хобби давало возможность расслабиться, отдохнуть.

11. Активная профессиональная позиция, принятие ответственности на себя за свою работу, свой профессиональный результат, за свои решения, действия, изменение поведения, действия по изменению стрессогенной ситуации.

12. Начать заботиться о психическом здоровье: использовать тренинги релаксации (расслабления), ведения переговоров, эффективного общения и др.

13. Старайтесь каждый день делать что-либо легкомысленное:

- кататься на скамейке,

- прыгать через скакалку,

- пускать мыльные пузыри.

14. Старайтесь регулярно встречаться с друзьями, родственниками – это ваша «группа поддержки» в любой ситуации!

При возникновении первых признаков негативного эмоционального состояния рекомендуется выполнить самостоятельно предложенные упражнения, либо обратиться к психологу.

 

При подготовке статьи были использованы следующие материалы:

1. Водопьянова Н.Е., Старченко Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. — СПб.: Питер, 2005.

2. Гринберг Д.С. Управление стрессом. - 7-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — 496 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).

3. Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). - СПб.: Издательство «Речь», 2007. — 224 с: ил.

4. Осухова Н., Кожевникова В. Профилактика профессионального выгорания / Школьный психолог - № 16 – 2006.

5. Mayer J. D., Salovey P., Caruso D. Emotional intelligence: Theory, Findings, and Implications // Psychological Inquiry. 2004. V. 15. № 3. P. 197–215.

 

 

 

 

 

 

 

 

Февраль 2018 года

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28

Горячая линия

visitka

Телефон доверия

Авторизация