Главное меню

Портал государственных и 
муниципальных услуг Вологодской области

Как зарегистрироваться на ЕПГУ

Список госуслуг, предоставляемых через ЕПГУ

Портал правовой информации

Персональные данные. Дети

Социально-психологическое тестирование обучающихся

Уполномоченный при Губернаторе области по правам ребенка

Смирнова

Ольга Александровна

Почтовый адрес: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 2

Адрес нахождения: г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 20

Адрес электронной почты: SPR@gov35.ru

Телефоны: 8(8172) 23-00-30 (добавочный (специалистов) 7731, 7735, (уполномоченного при Губернаторе области по правам ребенка) 7730)

Факс: 23-00-30 добавочный 0

запись по телефону  (8172)53-03-70

Нарушение дисциплины на уроке. Что делать учителю?

Брейдак Татьяна Анатольевна,

социальный педагог

 

Базовая потребность ученика чувствовать свою причастность к жизни класса означает ощущение своей значимости в коллективе. Желание учеников занять свое место в этой общности проявляется в существовании у них трех стремлений:

  • ощущать свою компетентность в учебной деятельности (интеллектуальная состоятельность);
  • строить и поддерживать приемлемые отношения с учителем и одноклассниками (коммуникативная состоятельность);
  • вносить свой особый вклад в жизнь класса и школы (личная состоятельность).

Ученики пытаются достигнуть этого любым способом. Если им не удается добиться желаемого приемлемыми способами, они используют то, что учитель называет «плохое поведение».

Нарушая дисциплину, ученик чаще всего понимает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна их четырех целей: привлечение внимания, борьба за власть, месть, избегание неудачи.

Привлечение внимания. Некоторые ученики выбирают «плохое поведение» для того, чтобы обратить на себя внимание учителя или сверстников. Внимание сточки зрения физиологии - базовая психологическая потребность, такая же, как еда и питье. Детей учат просить еду, но редко объясняют, как в приемлемой манере просить внимания, когда они в нем нуждаются. Иногда школьники чувствуют, что лучше получать негативное внимание, чем никакого, в этом случае закрепляется мнение, что к нему будут относиться внимательнее, если он будет вести себя плохо.

Наиболее частыми способами привлечения внимания педагога школьниками является шумное, несдержанное поведение, вопросы не по теме, игры на уроке, реплики вслух, комментарии по ходу урока, работа в замедленном темпе, просьба объяснить «все еще раз для меня».

Для предотвращения данного поведения учителю нужно:

  • уделять больше внимания хорошему поведению, учить учеников просить внимания, когда они в этом нуждаются, в приемлемой форме;
  • для привлечения внимания учеников учителю лучше игнорировать демонстративное поведение, вести контакт глазами, становиться рядом, вставлять имя ученика в текст объяснения урока;
  • делать неожиданности! Выключить свет. Издать музыкальный звук. Говорить тихим голосом. Изменить голос. Говорить со стеной (или с портретом). Временно прекратить вести урок. Отвлечь ученика. Задавать прямые вопросы. Попросить об одолжении. Изменить деятельность.
  • обращать внимание класса на примеры хорошего поведения. Благодарить учеников. Писать примеры учеников на доске.

Борьба за власть. Некоторые ученики негативно ведут себя, потому что для них важно установить свою власть над классом и даже над учителем. В обществе существует мода на «сильную личность». Как правило, властолюбцы не действуют без зрителей. Они провоцируют учителя перед всем классом неуважительным отношением, демонстративной защитой товарищей, проявляя «синдром адвоката» в вежливой форме, но с явным сарказмом, используя «маску пренебрежения» или «маску сочувствия».

Для устранения данного поведения рекомендуется уходить от конфронтации и снижать напряжённость, дать возможность ученикам реализовать свои организаторские способности или попытаться передать им часть своей организаторской власти.

Месть. Для некоторых учеников нередко целью их присутствия в классе становится месть за реальную или вымышленную обиду. Мстить они могут кому-то из учителей или ребят, или всему классу. Такие учащиеся выглядят злыми, угрюмыми, даже когда бездействуют. Их можно распознать по речи, которая полна негативных эпитетов. Они постоянно что-то ломают, портят. Если ученику известна какая-либо слабость учителя, он непременно ею воспользуется. Проявляется также отчужденное избегание, когда школьники становятся замкнутыми, угрюмыми и некоммуникабельными. Им нравится задевать и озадачивать учителя своей неподатливостью, накалять ситуацию до тех пор, пока учитель не почувствует свою вину и полную неспособность что-либо изменить.

В данном случае педагогу необходимо:

  • учить ребенка строить отношения с окружающими по принципу заботы о них;
  • учить ребенка выражать свои переживания и требования к окружающим в приемлемой форме.

Избегание неудачи. Некоторые ученики так боятся повторить поражение, неудачу, что предпочитают ничего не делать. Им кажется, что они не соответствуют запросам учителей, родителей или своим собственным чрезмерно завышенным требованиям. Типичные причины ориентации ученика на избегание неудач проявляются в отношении взрослых по типу «красного карандаша», слишком высокие требования, упор на соревнование, перфекционизм (требование от себя совершенства). Ученики не справляются с заданиями и предпочитают оставаться в изоляции. Примерами избегания неудач являются уход с урока, прогулы, откладывание «на потом», незавершенность дела, ссылки на болезни.

Действия педагога:

  • поддерживать ученика, чтобы его внутренняя установка “Я не могу” изменилась на “Я могу”;
  • помогать в преодолении социальной изоляции путём включения ученика в отношения с другими людьми;
  • делать процесс обучения ощутимым. В качестве поощрения: наклейки “Я могу”, альбомы достижений, рассказы о вчера, сегодня и завтра;
  • делать ошибки нормальным и нужным явлением. Рассказывать об ошибках, показывать ценность ошибки как попытки, минимизировать последствия от сделанных ошибок;
  • формировать веру в успех. Подчёркивать любые улучшения, объявлять о любых вкладах, раскрывать сильные стороны своих учеников, демонстрировать веру в своих учеников, признавать трудность ваших заданий. Концентрировать внимание учеников на уже достигнутых в прошлом успехах. Анализировать прошлый успех, повторять и закреплять успехи.

Каковы бы ни были цели плохих поступков учащихся, учителя должны как-то взаимодействовать с ними. Если научиться идентифицировать цель нарушения поведения, можно правильно строить общение с учеником, заменить неконструктивный способ общения на правильный и эффективный. Правильная стратегия приводит к пошаговому уменьшению доли неприемлемого поведения и, наоборот, к постепенному построению позитивного представления о себе и постепенному увеличению внутренней свободы.

Желаем Вам успехов!

 

Использованная литература, электронные ресурсы:

1. Кривцова С.В. Учитель и проблемы дисциплины, «Генезис», 2004.

2. Новые родительские собрания. 1-4 классы. Москва. "ВАКО",2006 г.

3. Справочник классного руководителя, № 10, 2007 г.

4. Журнал "Начальная школа", № 5, 2008 г.

5. http://www.kakprosto.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Август 2018 года

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Горячая линия

visitka

Телефон доверия

Авторизация