Главное меню

Портал государственных и 
муниципальных услуг Вологодской области

Как зарегистрироваться на ЕПГУ

Список госуслуг, предоставляемых через ЕПГУ

Портал правовой информации

Персональные данные. Дети

Социально-психологическое тестирование обучающихся

Уполномоченный при Губернаторе области по правам ребенка

Смирнова

Ольга Александровна

Почтовый адрес: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 2

Адрес нахождения: г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 20

Адрес электронной почты: SPR@gov35.ru

Телефоны: 8(8172) 23-00-30 (добавочный (специалистов) 7731, 7735, (уполномоченного при Губернаторе области по правам ребенка) 7730)

Факс: 23-00-30 добавочный 0

Особенности работы с медлительными детьми в школе

Шибаева Екатерина Александровна,

педагог-психолог

 

topedothmШкольные трудности медлительных детей могут долгое время оставаться без особого внимания учителя и родителей. Между тем, именно у таких детей в подавляющем большинстве случаев уже к концу первого класса отмечается резкое ухудшение психического здоровья и снижение успешности обучения.

Даже небольшая степень медлительности сильно снижает шансы ребенка на школьные успехи. И поэтому помощь таким детям необходима не тогда, когда уже налицо неуспеваемость и отклонения в здоровье, а с первых дней в школе.

И, к большому сожалению, ни учителя, ни родители, как правило, не понимают состояния ребенка. Таким детям продолжают ставить двойки, ругать за них, упрекать в лени, не обращая внимания на страдания ребенка, тревожность, беспокойство, страхи. Постепенно растет утомляемость, появляются головные боли, нарушается сон, возникают новые и новые школьные проблемы. Заканчивается все, как правило, таким резким ухудшением здоровья, когда нужна не только педагогическая помощь, но и лечение. Медлительные дети – особая группа риска, т.к. их школьные проблемы могут быть связаны только с более медленным темпом деятельности, который связан с особенностями нервной системы ребенка.

Необходимо подчеркнуть – медленный темп нельзя оценивать в категориях «хорошо–плохо». Это особенность ребенка, и с ней необходимо считаться.

Медлительность – не болезнь, не нарушение развития, это индивидуальная особенность человека, связанная с состоянием нервной системы, особенностями организации нервных процессов.

Особенности медлительных детей

  1. Скорость деятельности медлительных детей значительно ниже, чем у их сверстников (скорость письма ниже почти в 2 раза, скорость выполнения простых движений – в 1,6 раза, скорость решения логических задач – более чем в 1,5 раза). Следовательно, тезис «умеет (знает) – сделает быстро» неприменим к этим детям. Они могут все прекрасно знать и уметь, но не успевать выполнять.
  2. У медлительных детей в 2 раза ниже продуктивность работоспособности.Это значит, что они могут работать качественно, но медленно, либо быстро, но некачественно. Постоянные требования учителя и родителей увеличить темп деятельности буквально толкают детей на снижение качества работы (ухудшается почерк, появляются ошибки), неправильно решаются примеры и задачи, нарушается эффективность чтения и т.п.).
  3. У медлительных детей почти в 2 раза длиннее время от сигнала к действию, до начала самого действия.Эта особенность очень четко проявляется при включении ребенка в работу и при переключении его на новый вид деятельности. Функциональные особенности высшей нервной деятельности не позволяют медлительному ребенку начать выполнение любого задания, ему необходимо достаточно длительное время на врабатывание, но так же трудно отвлечь этого ребенка и переключить на новый вид деятельности. Очень часто трудность или невозможность быстрого переключения затрудняет не только освоение нового материала, но любую работу в классе.
    Важно подчеркнуть, что при форсировании скорости выполнения задания, время его выполнения не только не уменьшается, но увеличивается. Это свидетельствует о неэффективности «подгонки».
  4. У медлительных детей значительно дольше формируются новые навыки и, видимо, поэтому так сложен для медлительных детей процесс формирования всех учебных навыков письма.
  5. Медлительные дети усваивают на треть меньше информации их сверстников при одинаковой (быстрой) интенсивности ее подачи, но если темп подачи информации еще больше увеличивается, то медлительные дети воспринимают меньше половины информации. Это позволяет понять, почему у активного с быстрой речью, быстрыми действиями учителя медлительному ребенку особенно трудно учиться.
  6. При работе в оптимальном темпе качество и точность работы медлительного ребенка могут быть очень высокими, но сопротивляемость утомлению и является тем неблагоприятным фоном, на котором приходит вся учебная деятельность медлительного ребенка и в школе, и дома. Но это отнюдь не означает, что умственная деятельность медлительного ребенка качественно хуже.

Рекомендации для педагогов

  • В работе с медлительным ребенком особенно важны терпение и спокойствие. Главное – не торопить ребенка, не напоминать о его медлительности, не ругать, не стыдить его за медленный темп деятельности.
  • Необходимо создать условия для работы ребенка в свойственном ему темпе. Таких детей в классе обычно трое-четверо. Можно организовать работу в малой группе, еще лучше дать каждому индивидуальное задание.
  • На проверочных и контрольных работах медлительный ребенок либо должен получать меньший объем заданий, либо иметь большее время для их выполнения. Даже диктант целесообразнее провести с группой детей, которые медленно пишут (в этой группе могут быть не только медлительные, но и, например, те дети, которые медленно пишут из-за несформированности моторных функций).
  • Медлительного ребенка не рекомендуется в первом классе вызывать для быстрого ответа к доске или спрашивать с места (если он сам не вызывается). Для того чтобы ребенок привык отвечать, можно заранее предупредить его, важно, чтобы этот вызов не был неожиданным, т.к. ребенок может не успеть переключиться на новый вид деятельности.
  • Задания с ограничением времени, соревнования «кто быстрее» и т.п. занятия трудны для медлительного ребенка. Качество их выполнения может быть гораздо выше при работе без ограничения времени.
  • Не следует торопить медлительного ребенка. Он не будет работать быстрее, но будет суетиться, нервничать. При быстрой работе будет страдать качество.
  • С первых дней обучения ребенок должен понимать, что оценивается не объем работы, а ее качество. Это особенно важно на начальных этапах обучения письму и чтению.
  • Медлительный ребенок должен иметь время на включение в любую деятельность, и самые простые ритуалы (разложить тетради, приготовить все необходимое для чтения и т.п.), повторяющиеся ежедневно, помогают ему успешно работать.
  • Не ставьте в пример более подвижных детей.
  • Хвалите ребенка за его достоинства. Медлительные дети под грузом вечных насмешек и претензий легко теряют веру в себя.
  • Четкая организация режима дня помогает медлительному ребенку справиться с нагрузками, в определенное время включиться в работу. Учителю вместе с родителями рекомендуется спланировать режим такого ребенка. В первом классе следует исключить все дополнительные нагрузки.
  • Эмоциональная поддержка (необходимо сделать все возможное, чтобы медлительный ребенок не чувствовал себя виноватым и ущербным).

Зато медлительные дети чаще всего охотно и успешно занимаются ручным трудом: вышивают, лепят, рисуют, плетут из бисера, режут по дереву, садовничают. Такая индивидуальная, кропотливая, иногда монотонная работа в удобном для ребенка темпе, а также результаты, оцененные окружающими, — все это может стать ступенькой к успехам и в других областях.

 

При подготовке статьи использовались материалы сайтов:

[ссылка 1]

[ссылка 2]

 

 

 

 

 

 

 

 

Февраль 2018 года

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28

Горячая линия

visitka

Телефон доверия

Авторизация