Главное меню

Портал государственных и 
муниципальных услуг Вологодской области

Как зарегистрироваться на ЕПГУ

Список госуслуг, предоставляемых через ЕПГУ

Портал правовой информации

Персональные данные. Дети

Социально-психологическое тестирование обучающихся

Уполномоченный при Губернаторе области по правам ребенка

Смирнова

Ольга Александровна

Почтовый адрес: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 2

Адрес нахождения: г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 20

Адрес электронной почты: SPR@gov35.ru

Телефоны: 8(8172) 23-00-30 (добавочный (специалистов) 7731, 7735, (уполномоченного при Губернаторе области по правам ребенка) 7730)

Факс: 23-00-30 добавочный 0

запись по телефону  (8172)53-03-70

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в классе

Известно, что проблемы интегрированного обучения здоровых детей с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми с отклонениями в развитии в настоящее время становятся всё более острыми и актуальными.

К поиску путей их разрешения приковано внимание многих специалистов – педагогов, психологов, дефектологов, логопедов.

Взаимоотношения и взаимодействия между ребенком с ограниченными возможностями, родителями и учителем должны рассматриваться как единая, целостная взаимосвязанная система, в которой все участники взаимно влияют на состояние и поведение друг друга.

 

Специалисты Центра предлагают общие рекомендации для учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями.

 

Рекомендации для учителя

Соберите как можно больше информации о нарушении ученика и постарайтесь получить четкое представление о возможностях и ограничениях, связанных с его нарушением. Расскажите остальным ученикам в классе, с чем им нужно считаться при общении с интегрируемым учеником. Затем он сам может ответить на вопросы одноклассников.

Не бойтесь говорить о его нарушении. Однако учитывайте тот факт, что у некоторых интегрируемых учеников, особенно в переходном возрасте, возникают проблемы собственного восприятия, в связи, с чем они стараются не привлекать к своему нарушению особого внимания.

Как можно меньше выделять ребенка с нарушениями в особое положение. Правила поведения, общие для всего класса, должны в максимально возможной степени относиться и к интегрируемому ученику.

Научите ребенка осознавать и понимать собственные границы, иметь реальное представление о себе и своих возможностях.

Поддерживайте уважительное отношение ребенка к самому себе и осознание им собственной ценности.

Попытайтесь избегать реакций, вызванных чувством сострадания. Если вы замечаете, что ребенок злоупотребляет своим недостатком, попытайтесь выяснить возможные причины такого поведения: слишком высокие требования, неуверенность, проблемы переходного возраста, одиночество...

Проявляйте уважение к желаниям интегрируемого ученика. Не навязывайте свою помощь.

Поддерживайте использование учеником вспомогательных средств, но не настаивайте на этом. Если ребенок почувствует, что вспомогательные средства служат ему существенной поддержкой, он в большинстве случаев сам воспользуется ими. Однако иногда ребенок все же не делает этого, хотя Вам кажется, что вспомогательные средства ему необходимы. Обсудите это с ребенком или посоветуйтесь с сопровождающим интеграции.

Научите ребенка использовать свои компенсаторные механизмы (например, у слабовидящего ученика - слуховая память, вербальные возможности и т.п.).

При организации различных мероприятий в классе учитывайте возможности и ограничения интегрируемого ученика.

Гибко относитесь к системе норм и оценки учебных результатов у интегрируемого ученика.

Учитывайте то, что домашнее задание часто представляет для такого ученика дополнительную нагрузку. Участие в уроке уже требует от него больших усилий. Зачастую дома ему приходится еще раз прорабатывать часть пройденного на уроке материала.

Ребенку с нарушениями часто требуется большая подвижность внутри пространства класса. Если ему достаточно восприятия того или иного задания постоянно нужно специальное место, постарайтесь, чтобы в группе он, как и другие ученики, все-таки имел постоянное место.

Привлекайте к помощи одноклассников, но не настаивайте. Позаботьтесь о том, чтобы такая помощь не была для них обременительной.

Использование на уроках методов групповой работы может быть для ученика с нарушениями хорошей опорой, так как другие ученики спонтанно предлагают помощь и распределяют задачи. Однако следите за тем, чтобы присутствие в группе ученика с ограниченными возможностями не воспринималось остальными как обуза.

Постарайтесь привлечь ребенка с нарушениями к игровым ситуациям. Не настаивайте на участии, но поддерживайте в как можно большей степени. Уделяйте достаточно внимания взаимоотношениям интегрируемого ученика с его одноклассниками. Постарайтесь понять последних и научить обсуждать с ними их реакцию на ученика с нарушениями.

Ученик с нарушениями часто повторяет определенные действия или движения, вызванные его отклонением (например, покачивание, протирание глаз у невидящих или слабовидящих детей). Вы, как учитель, используя доверительное отношение ученика, должны обратить его внимание на то, что окружающие воспринимают такие действия как странные, а зачастую и мешающие.

Поддерживайте участие ребенка в различных мероприятиях по проведению свободного времени с обычными детьми. Но, с другой стороны, ребенку с нарушениями важно участвовать и во внешкольных мероприятиях с учениками, имеющими такие же формы нарушений. Это даст ребенку чувство безопасности и признания, а также возможность обсуждать определенные переживания и проблемы.

При возникновении проблем обращайтесь за консультацией к сопровождающему интеграции или сотрудникам психологической службы. Взаимодействие имеет огромное значение. Старайтесь не перегружаться. Своевременно сообщайте, если нагрузка будет слишком сильной. Не поддавайтесь чувству вины.

Если сопровождение интеграции, по Вашему мнению, мешает, сообщите об этом. Достигните с сопровождающим интеграции других договоренностей.

Вместе с сопровождающим найдите оптимальные способы оказания помощи в вашем классе. Например, сам сопровождающий может участвовать в классных мероприятиях. Он может оказывать помощь непосредственно интегрируемому ученику или работать с группой, в которую входит и интегрируемый ученик.

Поддерживайте, по договоренности с сопровождающим и коллективом психологической службы, регулярные контакты с родителями ученика. Информируйте их о методиках и содержании преподавания, обсуждайте с ними возникающие проблемы. Иногда родители предлагают решения этих проблем, опираясь на их опыт в воспитании ребенка.

Важно, чтобы Вы делились с сопровождающим Вашими наблюдениями за общением и работой с ребенком, имеющим нарушения. Такая информация может быть очень полезной другим учителям.

Не все проблемы, возникающие у интегрируемого ученика, являются прямым следствием его нарушений. Ребенок имеет свой характер и переживает такие же стадии развития, как и остальные дети.

 

 

 

 

 

 

 

 

Август 2018 года

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Горячая линия

visitka

Телефон доверия

Авторизация