Главное меню

Портал государственных и 
муниципальных услуг Вологодской области

Как зарегистрироваться на ЕПГУ

Список госуслуг, предоставляемых через ЕПГУ

Портал правовой информации

Персональные данные. Дети

Социально-психологическое тестирование обучающихся

Уполномоченный при Губернаторе области по правам ребенка

Смирнова

Ольга Александровна

Почтовый адрес: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 2

Адрес нахождения: г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 20

Адрес электронной почты: SPR@gov35.ru

Телефоны: 8(8172) 23-00-30 (добавочный (специалистов) 7731, 7735, (уполномоченного при Губернаторе области по правам ребенка) 7730)

Факс: 23-00-30 добавочный 0

Как педагогу работать с праворуким/леворуким ребенком

Евлюхинцева Елена Валерьевна,
педагог-психолог

 

Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие.
Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг!
И.Соньер

 

У человека существует - и это давно установлено - функциональная асимметрия мозга, которая заключается в том, что ответственность за разные виды деятельности поделена между полушариями мозга. Правый мозг оперирует образами, "заведует" ориентацией в пространстве, различением музыкальных тонов и мелодий, распознает сходство и различие сложных систем, продуцирует сновидения. Левый мозг оперирует словесно-знаковой информацией, чтением текстов, выстраивает продукты своей работы в строгие и точные конструкции.

У большинства людей в результате определенной системы учебы, тренировки, всей жизни резко доминирует одно полушарие (левое). Предположительно 90% населения земного шара предпочитают пользоваться правой рукой, то есть являются праворукими. Считается, что если человек пишет правой рукой, то и все остальные действия выполняет ею же. Однако оказывается, что большинство людей в разных действиях используют разные руки, никогда не задумываясь над этим. При этом чаще всего одна рука легко выполняет мелкие движения, а другая поднимает большие тяжести. Например, ученик раскрывает книгу правой рукой, а тяжелый рюкзак предпочитает держать в левой.

И наконец, совсем небольшая группа людей (один–два из сотни), которые не ощущают разницы и не выбирают руку, поскольку одинаково успешно действуют каждой. Таких людей называют амбидекстрами (лат. ambi — две, dextrum — правый), они одинаково хорошо владеют обеими руками. Амбидекстром был титан возрождения Леонардо да Винчи, но этот факт его биографии афишируется существенно реже, чем поразительные результаты его творчества.

Полушария могут взаимодействовать или взаимно подавлять друг друга. В продолжение первого года после рождения правое полушарие интенсивно развивается, но потом постепенно левое его фактически подавляет. В течение всего дошкольного периода ребенка преобладает активность правого полушария не только в образной, но и в словесной деятельности. Примерно до четырех лет правое и левое полушария одинаково включены в формирование речи. Каждый ребенок в возрасте до 5 лет легко, надежно, без словаря осваивает родной язык. Но изучение иностранного языка, начатое в средней школе, может продолжаться многие годы и часто безуспешно. Это объясняется в том числе и совместной работой полушарий при освоении языка в детстве.

Необходимо отметить, что успешность ребенка в школе не имеет прямой зависимости с доминированием того или иного полушария, поскольку нет четких научно-подтвержденных данных, что все неуспевающие ученики являются правополушарными, то есть леворукими. Наоборот, мы видим, что неуспевающим может быть ребенок с любым доминированием полушария. Здесь можно провести аналогию с различением в обучении мальчиков и девочек, да, и у тех и у других есть свои особенности, но в отстающих может оказаться любой. И все же ученые выделили некоторые особенности в восприятии информации правополушарными и левополушарными детьми, знание которых поможет облегчить ребенку усвоение школьной программы.

 

Различия между правополушарными и левополушарными людьми

Характеристика Правополушарные учащиеся Левополушарные учащиеся
Восприятие материала Целостное
Интонационная сторона речи
Дискретное (по частям)
Смысловая сторона речи
Переработка информации Быстрая
Мгновенная
Медленная
Последовательная
Интеллект Невербальный
Интуитивный
Вербальный
Логический
Деятельность Приверженность к практике Приверженность к теории
Эмоции Экстравертированность
Отрицательные (страх, печаль, гнев, ярость)
Интровертированность
Положительные (радость, чувство наслаждения, счастья)
Память Непроизвольная
Наглядно-образная
Произвольная
Знаковая
Мышление

Наглядно-образное
Оперирование образами
Спонтанное
Эмоциональное

Интуитивное
Трехмерное (в пространстве)

Абстрактно-логическое
Оперирование цифрами, знаками
Формальное
Рациональное
Двумерное (на плоскости)

Для правополушарных учащихся необходимо делать упор на социальную значимость того или иного вида деятельности, так как у них высоко выражена потребность в самореализации.

Для формирования мотивации к учебной деятельности у левополушарных учащихся необходимо делать упор на познавательные мотивы. Их привлекает сам процесс усвоения знаний. Им свойственна высокая потребность в постоянной умственной деятельности. Социальным мотивом является возможность продолжения образования.

Правополушарный ученик видит конкретные объекты. Для них характерны отвлекаемость, способность к саморазвлечению. Любит самостоятельный выбор. Не любит проверять работу. Любит информацию в виде графиков, карт, демонстраций. Фокусирован на внешнее.

Левое полушарие оперирует словами, условными знаками, символами; отвечает за счет, письмо; обеспечивает способность к анализу, абстрактное, концептуальное и двумерное мышление. Информация, поступившая в левое полушарие, обрабатывается последовательно, линейно. Доминирование левого полушария определяет склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов, вербальный, теоретический интеллект.

Для успешной учебной деятельности левополушарных (праворуких) детей необходимо соблюдение следующих условий:

  • линейный стиль изложения информации;
  • анализ деталей;
  • неоднократное повторение материала;
  • тишина на уроке;
  • возможность работать в одиночку;
  • вопросы закрытого типа.

Для таких детей характерна высокая потребность в умственной деятельности.

Правое полушарие оперирует образами реальных предметов, отвечает за ориентацию в пространстве и восприятие пространственных отношений. Обеспечивает синтетическую деятельность мозга; наглядно-образное, трехмерное мышление, связанное с целостным представлением ситуации и тех изменений в ней, которые желательно получить. Информация, поступившая в правое полушарие, обрабатывается быстро. Доминирование правого полушария определяет наличие невербального, практического интеллекта, способность к рисованию и восприятию гармонии форм и цвета, музыкальный слух, артистичность, успех в спорте.

Условия, необходимые для успешной учебной деятельности:

  • творческие задания;
  • возможность экспериментировать;
  • работа в группе;
  • опросы открытого типа;
  • социальная значимость деятельности.

Во время обучения чтению правое полушарие может воспринимать слово полностью, как образ-мелодию, или как образ-картинку. А левое полушарие анализирует звуки, составляет их в слоги, а из слогов — слова. Оно также отвечает за использование грамматических правил. Однако значения слов “сохраняются” именно в правом полушарии.

Речь правополушарных людей (левшей) эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями, жестикуляцией. В ней нет особой выстроенности, возможны запинки, сбивчивость, лишние слова и звуки. Им легче диктовать текст, чем писать. Левополушарным (правшам) же легче писать, чем диктовать.

Среди левшей чаще встречаются литераторы, журналисты, деятели искусства, организаторы. Среди левополушарных — инженеры, математики, философы, лингвисты. Но только художественностью способности левшей не ограничиваются. Им свойственен оригинальный способ мышления, так как их не очень много: просто большинство думает не так. Именно поэтому среди левшей много творческих людей, которые генерируют множество идей.

Правши нередко подчеркнуто рациональны и рассудочны, что основывается на формально-логическом подходе. Они много и охотно пишут, легко запоминают длинные тексты, речь их грамматически правильна. Для них характерны обостренное чувство долга, ответственность, принципиальность, внутренний характер переработки эмоций. Часто занимают административные должности, но им не хватает гибкости, непосредственности и спонтанности в выражении чувств. Они предпочитают действовать по заранее составленным схемам, трафаретам, с трудом перестраивают свои отношения с людьми.

 

Среди выдающихся математиков и физиков преобладают левополушарные. Пифагор говорил: “Все есть число…”, а Ферма мыслил формулами. Однако правополушарный Ньютон открыл закон всемирного тяготения с помощью яблока. Правополушарный Эйнштейн решил проблему, которая, которая не давала покоя ведущим физикам мира.

Картины художников — левшей отличаются большими размерами, темной палитрой красок, большим числом световых градаций, глобальностью сюжета. К таким художникам можно отнести Ван-Гога, Рембрандта, Сурикова. Работы этих правополушарных художников поражают свежестью видения, эмоциональностью, экспрессией, динамикой. Художникам-правшам присущи строгость формы, графичность изображения, холодные цвета. Это — Пикассо, Кент, Леже.

К композиторам-левшам можно отнести Вагнера, Дебюсси, Скрябина, Чайковского, Шопена, Шумана. К правшам — Баха, Генделя, Мендельсона, Прокофьева, Стравинского, Шостаковича. По отношению к музыке наше левое полушарие ведет себя как Сальери, а правое — как Моцарт.

 

 

Вне зависимости от того какую руку предпочитает ребенок, ему необходима помощь взрослого. Условия эффективного развития мозга ребенка хорошо известны, необходимо их только соблюдать.

  • Мозг требует около двадцати процентов всего кислорода, и любой его недостаток лишает мозг энергии для развития. Следовательно, ребенок нуждается в регулярных прогулках.
  • Второе условие эффективного развития мозга — регулярная двигательная активность. Стимулируя развитие мышц, мы усиливаем активность структур мозга, которые ими управляют. Совместные действия рук и ног требуют проведения импульсов из полушария в полушарие.
  • Развитие познавательной и эмоциональной сферы ребенка также будет влиять на созревание его мозга. Но умственная деятельность должна быть ему по силам, вызывать интерес и не провоцировать утомление — процесс, который, напротив, замедляет развитие, в том числе и нервной системы.

В обыденной жизни следует предоставить ребенку самому решать, какой рукой он будет выполнять привычные действия. Исключение составляет еда, поскольку лучше сразу обучить малыша действовать ножом и вилкой принятым в обществе способом, когда обе руки активны в разных действиях: нож находится в правой руке, а вилка — в левой. Поскольку пользование ложкой не ограничивается правилами, то и ребенок это может делать удобной для него рукой.

 

При подготовке статьи использовались материалы с сайтов:

  1. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_psychology
  2. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2014/03/27/spetsifika-obucheniya-pravopolusharnykh-i-levopolusharnykh
  3. http://psy.1september.ru/article.php?ID=200800515
  4. http://www.baby.ru/community/view/44180/forum/post/38013223/

 

 

 

 

 

 

 

 

Февраль 2018 года

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28

Горячая линия

visitka

Телефон доверия

Авторизация