Главное меню

Портал государственных и 
муниципальных услуг Вологодской области

Как зарегистрироваться на ЕПГУ

Список госуслуг, предоставляемых через ЕПГУ

Портал правовой информации

Персональные данные. Дети

Социально-психологическое тестирование обучающихся

Уполномоченный при Губернаторе области по правам ребенка

Смирнова

Ольга Александровна

Почтовый адрес: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 2

Адрес нахождения: г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 20

Адрес электронной почты: SPR@gov35.ru

Телефоны: 8(8172) 23-00-30 (добавочный (специалистов) 7731, 7735, (уполномоченного при Губернаторе области по правам ребенка) 7730)

Факс: 23-00-30 добавочный 0

Защита персональных данных

запись по телефону  (8172)53-03-70

Профессиональные нарушения голоса. Профилактика голосовых расстройств

Старцева Елена Алексеевна,

учитель-логопед

 

Полноценная деятельность людей коммуникативных профессий во многом зависит от работоспособности их голосового аппарата и качества голоса, от умения правильно и эффективно владеть им в профессиональных целях. К деятельности голосового аппарата людей речевых профессий предъявляются повышенные требования как с точки зрения его акустических и эстетических параметров, так и с точки зрения выносливости. Во-первых, голосовой аппарат должен быть достаточно выносливым для интенсивной ежедневной работы в течение нескольких часов. Считается, что голосовой аппарат профессионала может работать в нагрузочном режиме не менее 4 академических часов в день ежедневно без утраты качества голоса. Во-вторых, голос дoлжен обладать определенными качествами - мелодичностью, гибкостью, интонационной выразительностью, приятным тембром, силой.

Союзом европейских фониатров (UЕР) в 1979 г. была утверждена классификация профессий в соответствии с требованиями, предъявляемыми к качеству голоса.

А. Профессии с чрезвычайно высокими требованиями к качеству голоса:

а)   певцы-солисты;

б)  певцы-хористы;

в)   актеры;

г)   дикторы радио и телевидения.

Б. Профессии с высокими требованиями к качеству голоса:

а)   преподаватели;

б)  профессиональные ораторы, переводчики, телефонисты и др.;

в)   политические деятели;

г)   воспитатели и учителя детских учреждений.

В. Профессии с повышенными требованиями к качеству голоса или связанные с работой в шумной среде:

а)   адвокаты;

б)   судьи;

в)   врачи;

г)   войсковые командиры.

На том же конгрессе была принята количественная оценка (в баллах) степени нарушения голоса.

0 — нормальный голос,

1 — глуховатый голос,

2 — осиплость слабой степени,

3 — осиплость средней степени,

4 — осиплость сильной степени,

5 — афония,

6 — утрата функции гортани после ее удаления или после травмы.

К профессиональным заболеваниям голосового аппарата относятся те, которые возникают в результате интенсивной голосовой нагрузки. Голос утрачивает необходимые акустические признаки — звучность, силу, изменяется его тембр и снижается выносливость. В России приказом Министерства здравоохранения РФ № 90 от 14.03.96 г. к профессиональным расстройствам голосового аппарата отнесены: хронический ларингит, узелки голосовых складок и контактные язвы. Функциональные нарушения голоса в список таких заболеваний не включены.

Профессиональные нарушения голоса имеют весьма высокую распространенность. Дисфонии чаще всего наблюдаются у воспитателей детских садов, у начинающих учителей, вокалистов, военнослужащих и представителей других профессий, связанных с продолжительным или грубым использованием голоса. По данным различных авторов, профессиональными заболеваниями голосового аппарата страдают 40-50 % педагогов.

Развиваются они главным образом в результате больших речевых нагрузок с перенапряжением голосового аппарата и отсутствия правильных навыков техники речи и голосоведения. Сначала возникает функциональная недостаточность голосового аппарата, вы­ражающаяся в изменении тонуса голосовых складок, появлении сильной утомляемости и целом ряде дискомфортных ощущений в процессе речевой деятельности. Со временем на этом фоне могут развиваться более грубые нарушения в виде хронического ларингита, узелков, полипов и прочего.

Кроме того, среди наиболее распространенных причин возникновения профессиональных нарушений голоса значительное место занимают внешние факторы макро- и микроклимата: загрязнение воздуха вредными веществами в газообразном, жидком или твердом состоянии либо экстремальные температурные влияния - холод или жара, а также неблагоприятные и вредные акустические условия.

Нарушения голоса разной степени выраженности влекут за собой снижение творческой активности, ограни­чение трудоспособности, а иногда и угрозу утраты профессиональной пригодности.

Гигиена голоса – это область науки, которая помимо чисто медицинских лечебных функций голосового аппарата занимается:

  • изучением причин, вызывающих неполадки в голосовом аппарате, особенно при его профессиональном использовании;
  • выявлением возможностей избежать голосовые расстройства и заболевания. Это делается с помощью детального анализа жизненных ситуаций, после которых или при которых возникают расстройства голосового аппарата;
  • изучением физических возможностей человеческого организма;
  • составлением и формулированием законов, правил, норм профессионального голосового поведения и режима, соблюдение которых обеспечивает человеку здоровый аппарат.

Приведем основные правила профилактики голосовых расстройств.

Люди голосоречевых профессий чаще склонны к простуде, которая локализируется в области верхних дыхательных путей. Это объясняется особой чувствительностью их голосового аппарата к охлаждению, условиям производства, а также подвижностью нервных процессов и особой впечатлительностью. Поэтому рекомендуется избегать переохлаждения и простудных заболеваний. Следует отметить, что для голосового аппарата опасно чрезмерное употребление мороженого, сквозняки, резкая смена температуры, разговоры на морозном воздухе. Для профилактики простудных заболеваний полезны прогулки на свежем воздухе, закаливание организма, которые нужно начинать постепенно и желательно в теплое время года, предупреждают простудные заболевания.

В случае заболевания ангиной, хроническим тонзиллитом, болезнями носа и околоносовых пазух (ринит, гайморит, фронтит) воспалительные процессы могут распространиться и в гортани, поэтому надо пройти тщательное лечение у врача-оториноларинголога.

При острых простудных заболеваниях, ларингитах представители речевых профессий должны освобождаться от работы, соблюдать строгий голосовой режим, избегать перенапряжения голосовых связок и следовать всем указаниям врача. Несоблюдение этого правила грозит длительным нарушением голосовой деятельности и может привести к хроническим нарушениям голоса.

Нельзя забывать также о том, что многие виды деятельности профессионалов голоса связаны с повышенным нервным напряжением. В некоторых случаях нарушения голосовой функции в виде осиплости (дисфонии) или даже полной утраты голоса (афонии) могут быть обусловлены расстройствами нервной системы. Например, при большом волнении голос «срывается» и даже может перестать звучать. Поэтому для профилактики надо стараться не подвергать нервную систему неожиданным сильным нагрузкам, психическим травмам, перенапряжению. Чтобы укрепить голосовой аппарат и нервную систему, полезно правильно использовать летний и зимний отдых.

Немалую роль играет и правильное питание, так как голосовой аппарат весьма чувствителен к острой и раздражающей пище. Не следует часто употреблять слишком холодную или слишком горячую еду, а также острые блюда, которые раздражают слизистую оболочку. От горячей пищи кровеносные сосуды глотки расширяются, от холодной — суживаются, и то и другое вредно сказывается на голосовых связках. Пища должна быть разнообразной и содержать достаточное и сбалансированное количество витаминов и белка.

Курение и употребление спиртных напитков отрицательно сказываются на голосе. Курение вызывает спазмы гладкой мускулатуры трахеи и бронхов, нарушается естественный процесс дыхания. Частый сухой кашель курильщиков постоянно травмирует голосовые связки, они теряют эластичность, в голосе появляется сипота, исчезает легкость и мягкость звучания. Алкоголь приводит к расширению кровеносных сосудов, нарушая тем самым функции желез слизистой оболочки верхних дыхательный путей. Голосовые связки «сушатся», голос становится низким, хриплым, менее выносливым. Кроме того, и газированные напитки, содержащие углекислый газ отрицательно влияет на слизистую оболочку глотки.

Специалистам голосоречевых профессий следует бережно относиться к своему речевому аппарату. Рабочие помещения (класс, аудитории и т. п.) должны быть теплыми, чистыми и хорошо проветриваемыми. Отрицательное влияние на голос педагогов и на восприятие слушателей оказывает зашумленность помещений (которая, в свою очередь, обусловливает вынужденное стремление говорящего форсировать голос).

Перед выступлением желательно выпить стакан теплого (но не горячего) чая или боржоми. Не стоит переутомлять голосовой аппарат слишком большим количеством выступлений. Норма голосовой нагрузки для лекторов и педагогов не более четырех академических часов подряд в день.

Говорить нужно динамично, монотонная речь быстро утомляет голосовые складки, да и окружающим трудно слушать маловыразительную немодулированную речь. Голос говорящего должен быть достаточно громким, с удобной высотой тона и иметь сбалансированный орально-назальный резонанс. Шептать и кричать - вредно. При шёпоте голосовые складки вовсе не вибрируют, а звук образуется за счет шума. При длительном использовании шёпотной речи формируется неправильный механизм голосообразования.

После окончания рабочего дня целесообразно в течение 2-3 ч избегать продолжительных разговоров. При неизбежности таких разговоров следует говорить тихим голосом, пользоваться короткими и лаконичными фразами.

После долгой голосовой работы нельзя выходить сразу на улицу, особенно в холодное время года. Перед выходом на улицу можно выпить немного воды комнатной температуры. Это охладит стенки гортани. После приема горячей еды и питья необходимо подождать в помещении 15-30 минут.

Педагогам, которым известны слабые стороны своего голосового аппарата, необходимо под руководством специалиста овладеть методами правильной голосоподачи и с особой тщательностью соблюдать строгий голосовой режим. Работа по развитию голоса трудоемкая и чрезвычайно индивидуальна. Требуется соблюдение особой осторожности: неправильные или чрезмерные упражнения могут привести к болезненным последствиям. При подозрении на серьёзные нарушения голоса педагогу необходимо незамедлительно обратиться к врачу-фониатру.

Соблюдение гигиенических правил, постановка голоса и постоянное его поддержание выполнением дыхательных и голосовых упражнений позволяют сохранить профессиональный голос.

Использованная литература

1.  Вербовая, Н.П., Головина, О.М, Урнова, В.В. Искусство речи (Учебное пособие для театральных ВУЗов) / Н.П. Вербовая, О.М.Головина, В.В.Урнова. – М. : «ИСКУССТВО», 1977 г. – 302с.

2.  Лаврова, Е. В. Логопедия. Основы фонопедии : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В.Лаврова. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 144 с.

3.  Лаврова, Е. В. Нарушения голоса : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В.Лаврова, О.Д.Коптева, Д.В.Уклонская. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 128 с.

4.  Никольская, С. Т. Техника речи (Методические рекомендации и упражнения для лекторов.) / С.Т.Никольская. – М. : «Знание», 1978. – 80 с.

5.  Орлова, О.С. Нарушения голоса у детей: учеб.-метод. пособие / О.С. Орлова. – М. : ACT: Астрель: Транзиткнига, 2005. – 125 с.

6.  Пекерская, Е. М. Вокальный букварь / Е.М.Пекерская. - М. : 1996 - 126с.

7.  Правдина, О. В. Голос и его нарушения. // Очерки по патологии речи и голоса. Вып. 2./ Под ред. С. С. Ляпидевского. – М.: Учпедгиз, 1963. – 152 с.

8.  Правдина, О. В. Логопедия. / Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. / О.В.Правлина. – М. : "Просвещение", 1973. – с. 272 с ил.

9.  Савостьянов, А.И. 300 упражнений учителю для работы над дыханием, голосом, дикцией и орфоэпией. Учебно-практическое пособие. / А.И.Савостьянов. – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 160 с.

10.  Таптапова, С. Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушении голоса: Кн. для логопеда. / С.Л. Таптапова. – М. : Просвещение, 1984. – 112 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ноябрь 2018 года

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30

Горячая линия

visitka

Телефон доверия

Авторизация