Главное меню

Портал государственных и 
муниципальных услуг Вологодской области

Как зарегистрироваться на ЕПГУ

Список госуслуг, предоставляемых через ЕПГУ

Портал правовой информации

Персональные данные. Дети

Социально-психологическое тестирование обучающихся

Уполномоченный при Губернаторе области по правам ребенка

Смирнова

Ольга Александровна

Почтовый адрес: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 2

Адрес нахождения: г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 20

Адрес электронной почты: SPR@gov35.ru

Телефоны: 8(8172) 23-00-30 (добавочный (специалистов) 7731, 7735, (уполномоченного при Губернаторе области по правам ребенка) 7730)

Факс: 23-00-30 добавочный 0

Речевая культура педагогов дошкольных образовательных учреждений

Старцева Елена Алексеевна, 

учитель-логопед

 

Культура речиявляется одним из компонентов общей культуры человека и представляет собой такой выбор и такую организацию языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения, позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач. То есть культура речи охватывает на всю речь, а только ту ее часть, которая ограничена рамками культуры общения и нормами литературного языка. Литературный язык – это язык образцовый, его нормы считаются обязательными для носителей языка.

Выделяют следующие нормы литературного языка:

  • орфографические и пунктуационные нормы – правила написания слов и употребления знаков препинания;
  • грамматические нормы – правила словоизмения и словообразование, а также синтаксические связи (словосочетания и фразы);
  • орфоэпические нормы – постановка ударения и произнесение гласных и согласных звуков в словах;
  • лексические нормы – правильность выбора слова и уместность его применения в тех или иных сочетаниях с другими словами.

Основными орфоэпическими ошибками являются:

  • смягчение согласных звуков ([коньфеты], [сосиськи] и т.п.);
  • вставка различных звуков ([радиво], [какаво], [инциндент], [рубель] и т.п.);
  • уподобление и расподобление согласных ([боисся], [лаболатория], [колидор] и т.п.);
  • неправильная постановка ударений.

 

К основным лексическим ошибкам относятся:

    • смешение паронимов – слов близких по звучанию, различных по смыслу

тактичный – тактильный

вдох – вздох

нетерпимый – нестерпимый

проблема - дилемма

    • тавтологические сочетания – неоправданное употребление однокоренных слов

следует следующее

сервисное обслуживание

явление проявляется

в некоторых случаях тавтология оправдана:

угощать гостей

варить варенье

закрывать крышкой

отгадать загадку

    • плеоназм – речевая избыточность

мемориальный памятник

смелый риск

свободная вакансия

отступать назад

собранные вместе материалы

прейскурант цен

    • искажения в употреблении фразеологических оборотов

вернуться в свои пенаты

играть значение

Формирование детской речи происходит путем подражания речи взрослых. М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи".

 

В речи педагогов ДОУ отмечаются следующие недостатки:

  • нечеткое артикулирование звуков в процессе речи;
  • побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся (что вместо [што], его вместо[ево];
  • произнесение слов с акцентом или  с характерными особенностями местного говора;
  • неправильное ударение в словах;
  • монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания;
  • ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми;
  • многословие, наслоение лишних фраз, деталей;
  • насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами;
  • использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов;
  • частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: (Танечка, вымой ручки!  Катенька, убери чашечку со столика!);
  • засоренность речи словами-паразитами (ну, вот, так сказать и т.д.);
  • копирование речи малышей, «сюсюканье»);
  • использование в речи слов не понятных детям без уточнения их значения и т.д.

В современных условиях совершенствование речевой культуры педагогов ДОУ рассматривается как одно из условий повышения качества дошкольного образования. Поэтому речи педагогов предъявляются определенные требования:

1.  Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении основные нормы русского литературного языка: орфоэпические нормы, (правила литературного произношения), нормы образования и изменения слов, синтаксические и стилистические нормы.

2.  Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.

3.  Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.

4.  Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку и отвергаемых нормами нравственности слов и словосочетаний (диалектизмов, канцеляризмов, жаргонизмов, просторечия, вульгаризмов).

5.  Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания.

6.  Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации.

7.  Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения, под условиями общения понимается место, время, жанр и задачи коммуникативного процесса.

 

Культура речи, как и другие слагаемые культуры, прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования.

В сложных и спорных случаях рекомендуется обращаться к специальной и справочной литературе.

Литература

  1. Агеенко Ф.Л., Зарва  М.В. Словарь ударений русского языка / Ф.Л. Агеенко, М.В. Зарва. – М.: Русский язык, 1993. – 927 с.
  2. Алексеева М.М.  Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. - 400 с.
  3. Бородич  А.М. Методика развития речи детей: учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология» / А.М. Бородич. – 2-е изд. – М: Просвещение, 1981. – 255 с.
  4. Колосова  И.В. Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения / И.В. Колосова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, 2009. - №3.
  5. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Ф. А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. – 223 с.
  6. Скворцов  Л.М. Культура русской речи. Словарь-справочник / Л.М. Скворцов. – М.: Издательство «Знание», 1995. – 256 с.
  7. Словарь-справочник по культуре устной и письменной речи / Сост. М.Б. Елисеева Б.М. Золик, А.Б. Черепнин, 1996. – 32 с.
  8. Стародубова  Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Стародубова. – М.: Академия, 2007. – 256 с.
  9. Федоренко Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста: пособие для уч-ся / Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев. – М.: Просвещение, 1977. - 239 с.
  10. Яшина  В.И. Теория и методика развития речи детей: пособие для самостоятельной работы: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина, В.М. Макарова, Е.А. Ставцева. – М. : Академия, 2006. – 192 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

Февраль 2018 года

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28

Горячая линия

visitka

Телефон доверия

Авторизация