Главное меню

Портал государственных и 
муниципальных услуг Вологодской области

Как зарегистрироваться на ЕПГУ

Список госуслуг, предоставляемых через ЕПГУ

Портал правовой информации

Персональные данные. Дети

Социально-психологическое тестирование обучающихся

Уполномоченный при Губернаторе области по правам ребенка

Смирнова

Ольга Александровна

Почтовый адрес: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 2

Адрес нахождения: г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 20

Адрес электронной почты: SPR@gov35.ru

Телефоны: 8(8172) 23-00-30 (добавочный (специалистов) 7731, 7735, (уполномоченного при Губернаторе области по правам ребенка) 7730)

Факс: 23-00-30 добавочный 0

Звуковая линейка

Сычёва Елена Владимировна,

учитель-логопед

В современном мире подавляющее большинство детей, которые ещё только готовятся поступать в школу, знают буквы или уже умеют читать. Представления же о звуках речи у будущих первоклассников является достаточно смутным или совсем отсутствует.

Русское письмо является звуко-буквенным (точнее, фонемно-буквенным). Значит, для того, чтобы успешно овладеть грамотой, необходимо, чтобы у ребёнка было сформировано полноценное представление о звуках речи, о звуковом составе слова.

Как только дети начинают обучаться в школе, они быстро запоминают и бойко отвечают: «Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем». И в то же время многие дети как раз и перестают слышать звуки.

Почему же так трудно бывает называть звуки речи? Это объясняется тем, что в данный период возникает естественное стремление опереться на представление  написанного слова (на буквы), так как зрительный ряд человек воспринимает острее, чем звуковой.

Звук мгновенен, невидим и летуч. От произнесения слова не остаётся никаких следов. Поэтому необходимы такие средства, которые могли бы зафиксировать звучание слова, при этом не обращаясь к буквам. Воспитатели детских садов, учителя начальных классов, учителя- логопеды используют разнообразные схемы, модели и условные значки для обозначения звуков.

Предлагаем вашему вниманию дидактическое пособие «Звуковая линейка».

Это пособие представляет собой полоску картона с «кармашком» впереди, на котором написан числовой ряд. Количество цифр может варьироваться в зависимости от возраста детей (для старших дошкольников достаточно цифр от 1 до 5(6), для детей младшего школьного возраста можно использовать ряд от 1 до 9). К звуковой линейке прилагается конверт, в котором находятся «фишки» - небольшие прямоугольники из цветного картона (красного, синего и зелёного цвета) для обозначения гласных, твёрдых и мягких согласных звуков.

Звуковая линейка позволяет выполнять различные упражнения:

  1. Составление звуковой схемы слова.
  2. Преобразование схемы (добавление или замена цветных фишек).
  3. Установление соотношения между звуками и буквами (в случаях, когда буквы обозначают 2 звука).

 

 

Использование звуковых линеек упрощает проведение фронтального контроля за правильностью составления схем всеми учащимися класса или группы. Экономит время по сравнению с раскрашиванием аналогичных схем в тетрадях. Позволяет ребёнку легко исправить допущенную при составлении схемы ошибку.

Считаем, что использование данного дидактического пособия может быть полезно воспитателям детских садов, учителям начальных классов и учителям-логопедам.

Литература:

  1. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др., Под ред. М.С. Соловойчик. – М.: Прсвещение, 1993.

 

 

 

 

 

 

 

 

Февраль 2018 года

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28

Горячая линия

visitka

Телефон доверия

Авторизация