Главное меню

Портал государственных и 
муниципальных услуг Вологодской области

Как зарегистрироваться на ЕПГУ

Список госуслуг, предоставляемых через ЕПГУ

Портал правовой информации

Персональные данные. Дети

Социально-психологическое тестирование обучающихся

Уполномоченный при Губернаторе области по правам ребенка

Смирнова

Ольга Александровна

Почтовый адрес: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 2

Адрес нахождения: г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 20

Адрес электронной почты: SPR@gov35.ru

Телефоны: 8(8172) 23-00-30 (добавочный (специалистов) 7731, 7735, (уполномоченного при Губернаторе области по правам ребенка) 7730)

Факс: 23-00-30 добавочный 0

Учителю о заикании

Сычёва Елена Владимировна, 

учитель-логопед

 

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Заикание трудно устранимо, травмирует психику ребёнка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, может негативно сказываться на процессе обучения в школе, затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе.

Среди причин, приводящих к возникновению заикания, можно отметить следующие:

- неблагоприятные условия развития ребёнка (физическая ослабленность, ускоренное развитие речи, скрытая психическая ущемлённость ребёнка, недостаточность положительных эмоциональных контактов между взрослым и ребёнком и др.);

- кратковременная или длительно действующая психическая травма (испуг, страх, избалованность, неровное  воспитание,  воспитание «примерного» ребенка, хронические конфликтные переживания, длительные отрицательные эмоции);

- острая тяжелая психическая травма (состояние ужаса, чрезмерной радости);

- неправильное формирование речи в детстве (речь на вдохе, скороговорение, нарушения звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей, перегрузка детей младшего возраста речевым материалом);

- полиглоссия (одновременное владение в раннем возрасте разными языками);

- подражание заикающимся;

- переучивание леворукости;

- неправильное отношение к ребёнку учителя (излишняя строгость, суровость, неумение расположить ученика).

Главным проявлением заикания являются речевые судороги. У заикающихся детей так же наблюдаются:

- феномен фиксированности на дефекте;

- логофобии (страх речи);

- уловки (вспомогательные движения,  к которым прибегают заикающиеся, чтобы замаскировать или облегчить свою трудную речь: потирание ладоней, прикасание к кончику носа и т.п.).

 

Психолого-педагогические особенности младших школьников с заиканием

1. Личностные особенности. Многие заикающиеся дети школьного возраста характеризуются тревожностью, мнительностью, боязливостью, неуверенностью в своих силах, низкой самооценкой и боязнью речевого общения. Все эти особенности развития личности заикающихся приводят к нарушению социальной адаптации.

2. Особенности учебной деятельности. Одной из самых характерных особенностей учебной деятельности заикающихся детей младшего школьного возраста является ее неустойчивость, что выражается в повышенной отвлекаемости, рассеивании внимания. Наблюдается зависимость качества учебной работы от условий, в которых она протекает. Так, при четкой организации учебной работы,  заикающиеся дети могут проявить достаточную сосредоточенность. Изменение же привычных условий вызывает у большинства из них неустойчивость деятельности.

Заикающиеся учащиеся испытывают затруднения при выполнении заданий, связанных с переключением с одного вида деятельности на другой.

Следствием низкой способности к переключению внимания можно считать также возникающие у заикающихся детей трудности в осмыслении вопросов, заданных в иной формулировке, например: «Какое число больше 20 в 3 раза?», «В каком числе содержится 3 раза по 20?», «Чему равно произведение 20x3?»

Трудность переключения с одного вида работы на другой выражается также в том, что в процессе урока дети не всегда улавливают смену заданий.

У некоторых заикающихся школьников (особенно у тех, кто имеет отклонения в речевом развитии) наблюдается неумение самостоятельно проконтролировать результаты как собственной, так и чужой работы. Они с трудом анализируют образец, с трудом находят и сопоставляют ошибки при списывании текста. Эти дети испытывают также определенные трудности в процессе оценки только что выполненных устных упражнений, когда нужно, обдумывая собственный ответ и приготовив соответствующие примеры, следить за ответами своих товарищей, помогать им в случае затруднений, исправлять неправильные ответы.

3. Особенности устной речи. Большинство заикающихся детей, обучающихся в общеобразовательной школе, располагают достаточным словарным фондом для обозначения предметов, их действий и качеств, владеют навыками конструирования основных типов предложений.

Заикающиеся учащиеся испытывают специфические затруднения в выборе языковых средств и свободной их комбинации. Их ответам свойственны поспешность, неподготовленность, в результате чего происходит «застревание» на отдельных словах, «выпадение» отдельных слов и даже частей предложения. Это особенно наглядно проявляется в развернутых высказываниях, связанных с необходимостью обобщать, делать выводы, планировать собственную деятельность. Из-за характерного для ряда заикающихся многословия они иногда теряют логическую нить рассуждения; стремление же скорее выговориться мешает мысленно подготовить все высказываемое, отобрать необходимые для его реализации языковые средства. Именно в такой ситуации и возникает, как правило, усиление заикания. Оно усиливается также, если устное общение проходит в условиях, отличающихся от привычных: изменяется форма опроса; учащимся предлагается внезапный вопрос, к ответу на который они не успели подготовиться; в ходе урока имеет место длительное ожидание вызова к доске, а также при недостаточно корректном отношении учителя к заикающимся. У заикающихся школьников, имеющих отклонения в фонетическом и лексико-грамматическом развитии, подобные трудности усугубляются несформированностью языковых средств.

Затруднения в продуцировании связных высказываний, фиксируемые у заикающихся учащихся, имеют специфические особенности. Они резче выражены, носят более стойкий характер и обнаруживают большую зависимость от условий общения, вида содержания учебной деятельности. В связи с этим у части заикающихся отмечаются своеобразные трудности в усвоении (на уровне реализации знаний) учебного материала, таких разделов программы, как «Связная речь» и «Чтение», т.е. тех, где учащиеся должны проявлять умение подробно или сжато передать содержание прочитанного текста, картины и т.п.

4. Особенности письменной речи. В письменных работах заикающихся школьников наблюдаются разнообразные ошибки: нарушения начертания букв, их пространственного расположения; ошибки, обусловленные недостаточным усвоением правил орфографии, пунктуации. На этом пестром и колеблющемся фоне стабильно выделяются определенные ошибки. Частыми являются разнообразные нарушения структуры записываемого слова.

В письме заикающихся учащихся часто встречаются исправления, зачеркивания. Действуя импульсивно, заикающиеся учащиеся нередко допускают ошибки, которые сами же корректируют по ходу написания.

Чтение заикающихся учащихся также характеризуется рядом специфических особенностей. Обычно такие дети читают в быстром темпе, не договаривая окончаний, а иногда и целые слова. Исследователи отмечают наличие чтения по догадке, что приводит к искажению смысла фразы и даже всего читаемого текста. Чтение прерывается многочисленными запинками и паузами и, как правило, лишено выразительности.

 

Рекомендации по преодолению заикания у учащихся начальных классов в ходе учебной деятельности

В устранении заикания велика роль учителя школы. А неправильный подход к заикающимся детям является иногда причиной, усугубляющей проявления этого речевого нарушения.

1. Учителю необходимо установить контакт с логопедом и выполнять его рекомендации.

2. Осуществлять коррекционно-воспитательное воздействие на такого ребенка в ходе учебной деятельности:

- организовать правильное отношение к заикающемуся коллектива класса. С этой целью нужно побеседовать с учащимися (лучше с небольшими группами детей и непременно в отсутствие заикающегося ученика) о том, что их одноклассник, страдающий заиканием, очень болезненно переживает свой речевой недостаток и что они должны проявлять к нему чуткость, терпимость. В ходе беседы желательно подчеркнуть, что именно друзья по классу могут помочь заикающемуся избавиться от недостатка речи;

- давать учащемуся посильные общественные поручения, привлекать к участию в самодеятельности;

- установить тесный контакт с родителями. Знание обстановки в семье, поведения ребенка дома, его интересов и взаимоотношений с домашними и друзьями помогут учителю наладить правильное отношение к нему и в классе. Соответствующую беседу о тактичном отношении к заикающемуся ребенку следует провести и с родителями других учеников, чтобы те (дома) внушали детям то же самое и пресекали недоброжелательные замечания об однокласснике;

- наблюдать за выполнением учеником различных заданий (устных и письменных), для определения степени сформированности его учебной деятельности (устойчивости, организованности, рациональных приемах работы, умении преодолевать встречающиеся трудности и т.д.);

- проводить индивидуальные беседы с заикающимися школьниками, тактично напоминать им, что преодоление заикания зависит и от них самих, от их воли и активности;

- на уроках учитывать степень речевого развития заикающегося учащегося.

У заикающихся учащихся с нормальным речевым развитием важно своевременно отмечать успехи в учебе, ободрять их в случае неудачи, а во время подготовки устного высказывания тактично напоминать о необходимости предварительного обдумывания ответа. В работе с заикающимися учащимися, имеющими недоразвитие речи, внимание учителя,  прежде всего,  должно быть направлено на уточнение и обогащение их словаря, активное использование имеющегося лексического запаса в собственных высказываниях. С этой целью учителю следует систематически прорабатывать с учениками читаемый текст, предварительно объяснив им значение каждого нового слова и оттенки значений уже известных слов; давать индивидуальные задания по словарной работе; учить составлять предложения сложных синтаксических конструкций и вводить их в устные высказывания. Этим ученикам необходимо помочь понять содержание слов-терминов, выражений, наиболее часто употребляемых на уроках родного языка и математики, предварительно разобрав значение каждого из них. Необходимо держать таких детей в сфере своего внимания на уроке и постоянно побуждать их к активной речевой деятельности. При этом учитель должен помнить, что спрашивать заикающихся учеников следует столько же, сколько и других.

Использовать в учебной деятельности различные зрительные и слуховые опоры. Обычно в качестве зрительной опоры используют схемы, таблицы, диаграммы, муляжи и т.д. Слуховыми опорами принято считать речь учителя (как отдельные реплики, так и развернутые высказывания), а также ответы нормально говорящих учащихся, предваряющие высказывания заикающегося ребенка. Своеобразной психологической опорой является предварительная установка ребенка на ответ: «Саша, подготовься, пожалуйста, отвечать после Лены». Или: «Алеша, продумай последовательность своего ответа. Ты будешь отвечать после Димы». Что касается организации и подготовки развернутых высказываний детей, имеющих тяжелую форму заикания, то, чтобы уложиться во времени, учитель должен специально наметить день, когда будет спрашивать такого ученика на уроке. Это создаст спокойную ситуацию ответа, позволит учителю терпеливо выслушать ответ до конца. А чтобы не привлекать внимание остальных учеников к ответу заикающегося, в некоторых случаях их можно занять самостоятельной работой.

Говоря об особенностях опроса заикающихся учащихся, нельзя не отметить следующее: очень часто при заикании самым трудным бывает начало речи. Вот здесь-то и необходимо оказать помощь. Всем заикающимся необходимы предварительная установка к предстоящему устному ответу и напоминание о соблюдении основного правила подготовки: сначала подумать, сформулировать каждую фразу про себя и только потом произнести ее вслух.

Запинки у заикающихся могут возникнуть на любом этапе изложения учебного материала. В тех случаях, когда учащийся испытывает затруднение при ответе у доски (как правило, по ходу высказывания ясно, какое именно слово он хочет, но не может сказать), следует помочь ему: либо проговорить вместе с ним это слово, либо предложить ему написать слово на доске и произнести его.

Следует развивать у заикающихся умение свободно отвечать, спрашивать, пояснять, анализировать, обобщать и рассуждать. Чтобы реализовать это в ходе урока, учителю необходимо постоянно вовлекать таких учеников в активное речевое общение, создавая соответствующую ситуацию в процессе практической деятельности (выполнение письменных заданий, математических вычислений, опытов, зарисовок и т.д.). Речевую ситуацию можно создать также при использовании на уроке различного раздаточного материала, наглядных пособий. Наличие конкретных предметов облегчает подбор необходимого слова, формулирование фразы в момент ответа.

При подготовке развернутых высказываний следует использовать прием детального расчленения речевого материала, составляющего эти высказывания. Достигается это посредством системы вопросов учителя, которые делят материал на определенные смысловые отрезки и постепенно подводят заикающегося ребенка к связному, развернутому высказыванию. При такой организации учебной работы, предусматривающей активное общение педагога и заикающихся учащихся, в речи последних неизбежно будут встречаться различного рода повторения, что значительно облегчит им формулирование ответа, снимет затрудненность в подборе нужного слова.

Кроме того, необходимо активно привлекать таких детей к составлению примеров, иллюстрирующих то или иное правило правописания. Подобные задания нужно давать как можно чаще, так как, выполняя их, учащиеся упражняются в быстром подыскивании нужного слова согласно заданному признаку (например, подбор проверочных слов для правильного написания безударных гласных, звонких и глухих согласных, однокоренных слов и т.д.) и конструировании из них предложений. Чтобы предупредить трудности в произношении составленных предложений, необходима установка: «Не торопись, сначала продумай до конца свою мысль, подготовь фразу и повтори ее несколько раз про себя». Эта установка на предварительную подготовку фразы, а затем и всего сообщения очень важна для коррекции заикания. Посредством побуждения учитель научит детей производить мысленный анализ словесного материала, составлять в уме план сообщения. Со временем учащиеся усваивают навык тщательной подготовки ответа и, убеждаясь в том, что это облегчает их речь, начинают самостоятельно пользоваться этим приемом.

Постепенно в результате многократных упражнений и собственных удачных ответов (в ситуации максимальной наглядности) заикающимся детям становятся доступны обобщающие развернутые высказывания с самостоятельными рассуждениями.

Большие возможности для формирования последовательной, логичной, предварительно планируемой речи дает математика. Конкретность и наглядность цифрового материала и манипуляции с ним создают ситуацию, в которой речь детей протекает без заикания. Поэтому на уроках математики можно предлагать детям записывать на доске данные примеров, условия задач, проговаривая про себя каждую из диктуемых цифр по порядку, и комментировать производимые письменные вычисления.

Поскольку на уроках математики легче создавать ситуации, облегчающие речевое общение, учитель должен активно использовать эти возможности и постоянно побуждать заикающихся детей к высказываниям, не допуская вычислений «про себя». А чтобы речь ребенка была четкой и правильной, необходимо постепенно вводить в его высказывания математические термины. Для облегчения произнесения основные термины можно записать на доске или на специальных плакатах, карточках.

Приём детализации целесообразно использовать и на уроках чтения. На уроках чтения заикающиеся дети могут свободно отвечать на конкретные вопросы, связанные с явлениями природы, событиями, действующими лицами и т.д. Из этого следует, что при анализе прочитанного материала в классе таким ученикам нужно задавать вопросы, относящиеся к конкретным лицам или событиям, причем в такой формулировке, которая обязательно предполагала бы четкий ответ. На первых порах вопросы следует строить так, чтобы, отвечая на них, ребенок смог ограничиться только называнием действующих лиц, места, где происходит действие, перечислением событий, описанных в рассказе и т.д. Поэтому, продумывая план урока, учителю, помимо имеющихся в учебнике вопросов, которые обязательно следует адресовать всему классу, дополнительно нужно составить несколько индивидуальных вопросов заикающимся ученикам.

Значение речи педагога как одного из средств передачи знаний учащимся общеизвестно. Точность, ясность и доступность речи учителя облегчает усвоение знаний учениками, способствует качественному выполнению учебной работы, а для заикающихся является своеобразной опорой в организации устных высказываний. При этом большое значение имеет темп речи, особенно при объяснении нового учебного материала. Для работы с заикающимися особенно важны точность и четкость формулировок учебных заданий, неторопливый темп речи.

Важно научить заикающихся правильно готовить домашние уроки. Практические советы и указания учителя помогут им не только научиться правильно организовывать свою деятельность во времени, прочно и глубоко усваивать программный материал, но и использовать приготовление домашних уроков для закрепления навыка свободной от заикания речи.

Прежде всего, учитель в индивидуальных беседах должен показать такому ученику на конкретных примерах его же ответов, что необходимо обязательно выполнять все уроки без исключения, и делать это надо не от случая к случаю, а систематически. Объяснить ему, что существует определенная закономерность: чем лучше ученик знает урок, тем он спокойнее, а чем он увереннее и спокойнее, тем устойчивее его речевое поведение, а, следовательно, лучше и свободнее речь. То есть надо убедить ребенка, что только в случае тщательной предварительной подготовки заданного на дом материала ответ у доски перестанет быть для него трудным.

 

Список литературы

1.  Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. - М. - "Академия" , 2003. - 208 с.

2.  Богомолова А.И., Устранение заикания у детей и подростков. Из опыта работы / А.И. Богомолова. – М.: Просвещение, 1977. – 96 с.

3. Дьякова Е.А., Особенности чтения вслух у заикающихся / Е.А. Дьякова. – Журнал «Дефектология», 2000 - № 6. – с. 23 – 28

4. Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Как помочь заикающимся школьникам: Книга для логопеда / Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенская. - М.: Просвещение, 1995. - 176 с.

5. Поварова И.А. Практикум для заикающихся: Учитесь говорить правильно и красиво / И.А. Поварова. - М.: Союз, 1999. - 128 с.

6. Селиверстов В.И. Заикание у детей / В.И. Селиверстов. - М.: ВЛАДОС, 1994. - 200 с.

7.  Сергеева Т.В. Привлечение будущих учителей к проблеме заикания / Т.В. Сергеева //  Научно - исследовательская работа. - 1991.   7. -  С. 67 - 69

8. Чевелева И.А. Преодоление заикания у детей / И.А. Чевелева. - М.: Гном, 2001. - 128 с.

9.  Ястребова А.В. Коррекция заикания у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений / А.В. Ястребова. - М.: Аркти, 1999. - 96 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

Февраль 2018 года

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28

Горячая линия

visitka

Телефон доверия

Авторизация