Главное меню

Портал государственных и 
муниципальных услуг Вологодской области

Как зарегистрироваться на ЕПГУ

Список госуслуг, предоставляемых через ЕПГУ

Портал правовой информации

Персональные данные. Дети

Социально-психологическое тестирование обучающихся

Уполномоченный при Губернаторе области по правам ребенка

Смирнова

Ольга Александровна

Почтовый адрес: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 2

Адрес нахождения: г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 20

Адрес электронной почты: SPR@gov35.ru

Телефоны: 8(8172) 23-00-30 (добавочный (специалистов) 7731, 7735, (уполномоченного при Губернаторе области по правам ребенка) 7730)

Факс: 23-00-30 добавочный 0

Защита персональных данных

запись по телефону  (8172)53-03-70

Система работы воспитателя по сопровождению детей с ЗПР в условиях инклюзивного обучения

Цветкова Светлана Владимировна,

учитель-дефектолог

 

Психолого-педагогическое сопровождение - система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.

В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года, №273-ФЗ впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования.

Сопровождение ребенка в процессе дошкольного обучения предполагает реализацию следующих принципов:

  • сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека;
  • следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном этапе его жизненного пути;
  • сопровождение опирается на те психические личностные достижения, которые реально есть у ребенка и составляют уникальный багаж его личности;
  • ориентация деятельности на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой, совершать личностно значимые позитивные жизненные выборы;
  • использование научно обоснованных в педагогической практике технологий и методик;
  • организация совместной деятельности различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда, администрации и др.;
  • использование современных технологий, интерактивной стратегии в работе.

Цель сопровождения детей с ОВЗ в дошкольной образовательной организации - создание психолого-педагогических условий для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.

Содержание деятельности воспитателя в рамках психолого-педагогического сопровождения ребенка с задержкой психического развития в дошкольной образовательной организации включает в себя следующее:

1. Выявление детей с ограниченными возможностями здоровья и информирование семьи о необходимости прохождения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) с целью определения ребенку адаптированной образовательной программы.

2. Работа с ребенком

Разработка индивидуального образовательного маршрута (персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в интеллектуальном, эмоционально-волевом, деятельностном, нравственно-духовном развитии).

Составление индивидуальной карты развития ребенка (документа, включающего в себя основные показатели развития ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение, в динамике).

Цель использования карты - выявление и обобщение в одном документе индивидуальных психофизических, личностных особенностей воспитанника, уровня психического развития, усвоения программного материала и как результат - проектирование индивидуального образовательного маршрута в рамках образовательного процесса конкретного дошкольного учреждения.

В карту индивидуального развития могут быть включены следующие показатели:

  • характер адаптации ребёнка к условиям ДОУ;
  • данные о состоянии здоровья ребенка;
  • данные об уровне физического развития ребенка;
  • показатели уровня психического развития (познавательных процессов, свойств и качеств личности, уровень развития общения и деятельности);
  • показатели уровня усвоения ребенком программного материала;
  • показатели эффективности дополнительного образования.

Основные направления коррекционно-развивающей работы воспитателя с ребенком с задержкой психического развития

Социально – коммуникативное:

  • развитие игровых умений и навыков;
  • поддержание интереса детей к деятельности сверстников, содействие налаживанию диалогического общения в совместных играх и занятиях;
  • присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • формирование умения распознавать эмоции окружающих людей, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Познавательное:

  • развитие любознательности, познавательной активности ребенка;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
  • представлений об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы; формирование элементарных математических представлений.

Речевое:

  • стимулирование использования речи, как средства общения;
  • расширение словарного запаса;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • выполнение рекомендаций логопеда и т.д.

Художественно – эстетическое:

Реализуется через продуктивную деятельность, конструирование.

  • формирование эстетического отношения к окружающему миру, элементарных представлений о видах искусства;
  • развивать умение восприятия музыки, художественной литературы, фольклора;
  • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

Развивать умение мысленно изменять пространственное положение конструируемого объекта, его частей, деталей, представлять какое положение они займут после изменения; развивать умение анализировать условия функционирования будущей конструкции, устанавливать последовательность их выполнения и на основе этого создавать образ объекта; развивать поисковую деятельность по схеме, предложенной взрослым, и строить схему будущей конструкции.

Физическое:

  • развитие физических качеств;
  • формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;
  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • воспитание культурно-гигиенических навыков;
  • развитие мелкой моторики.

3. Проведение педагогического мониторинга

Отслеживание динамических изменений в развитии ребенка с задержкой психического развития по выделенным воспитателем критериям развития ребенка.

4. Взаимодействие с другими специалистами ДОУ (музыкальный работник, педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог)

Проводится консультативная работа со специалистами детского сада. Например, консультации по вопросам понимания психолого-педагогических особенностей детей с задержкой психического развития, методов работы с ними.

5. Работа с родителями ребенка с задержкой психического развития

  • Информирование родителей о природе задержки психического развития (готовность родителей к сотрудничеству со специалистами сформирована на высоком уровне, у тех родителей кто владеет знаниями о задержке психического развития). Можно использовать разные методы: беседа, информационные памятки и т.п.
  • Повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы с ребенком с задержкой психического развития;
  • Сотрудничество с родителями ребенка с ЗПР. Информирование родителей о проводимой работе с ребенком; нацеливание родителей на закрепление полученных знаний, умений в домашних условиях; обратная связь с родителями (успехи и трудности ребенка).

Принципы работы с ребенком с задержкой психического развития:

  • осуществление индивидуально-дифференцированного подхода;
  • предотвращение утомления во время занятий, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средства наглядности и т.п.);
  • использование методик и технологий, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей, развивать их речь и формировать необходимые навыки деятельности;
  • постоянное внимание коррекции всех видов деятельности ребенка;
  • проявление во время работы с ребенком особого педагогического такта;
  • поощрение малейших успехов ребенка, своевременно и тактично помогать детям.

Основные условия организации коррекционно-образовательного процесса:

 

  • коррекционно-развивающие занятия;
  • комплексный подход и тесная взаимосвязь в работе команды специалистов: учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, социального педагога;
  • взаимодействие с семьёй ребенка, интегрируемого в общеобразовательное учреждение;
  • оснащение необходимым оборудованием и наглядными пособиями.

 

Обобщая вышесказанное, необходимо отметить, что психолого-педагогическое сопровождение ребенка с задержкой психического развития в дошкольной образовательной организации предполагает командный метод работы (воспитатель, специалисты ДОО, администрация, родители), который включает два направления деятельности:

  • работа с детьми с задержкой психического развития (диагностика, индивидуальный образовательный маршрут, характеристика динамики развития ребенка по разделам образовательного маршрута);
  • работа с родителями (информирование, повышение педагогической компетентности родителей, формирование активной позиции в отношении развития и воспитания своего ребенка).

Литература:

1. Горбачёва Г.Г. Индивидуальный образовательный маршрут как условие осуществления психолого–педагогической коррекции дошкольников с проблемами развития.// Дошкольная педагогика -май/2008

2. Лаврова Г.Н. Психолого – педагогические разработки индивидуальных коррекционно – развивающих программ для детей с проблемами развития в условиях (коррекционного) дошкольного образовательного учреждения. Челябинск 2003

3. Лаврова Г.Н., Рычкова Л.С. Дифференциальная диагностика уровня психического развития детей 2 – 7 – летнего возраста. Челябинск 2000

4. Мустаева Л.Г. Коррекционно – педагогические и социально – психологические аспекты сопровождения детей с задержкой психического развития. Москва 2005

5. Стребелева Е.А. Вариант индивидуальной программы воспитания, обучения и развития ребёнка дошкольного возраста с интеллектуальным нарушением// Дефектология № 5, 2002

6. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития Москва 2007.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ноябрь 2018 года

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30

Горячая линия

visitka

Телефон доверия

Авторизация