Главное меню

Портал государственных и 
муниципальных услуг Вологодской области

Как зарегистрироваться на ЕПГУ

Список госуслуг, предоставляемых через ЕПГУ

Портал правовой информации

Персональные данные. Дети

Социально-психологическое тестирование обучающихся

Уполномоченный при Губернаторе области по правам ребенка

Смирнова

Ольга Александровна

Почтовый адрес: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 2

Адрес нахождения: г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 20

Адрес электронной почты: SPR@gov35.ru

Телефоны: 8(8172) 23-00-30 (добавочный (специалистов) 7731, 7735, (уполномоченного при Губернаторе области по правам ребенка) 7730)

Факс: 23-00-30 добавочный 0

Защита персональных данных

запись по телефону  (8172)53-03-70

Особенности диагностики детей с расстройствами аутистического спектра.

Розова Наталья Геннадьевна,

учитель-дефектолог

 

Основой для построения коррекционной программы ребенка с расстройствами аутистического спектра является психолого-педагогическая диагностика. От того, насколько профессиональным, полным, продуманным будет диагностическое обследование, зависит, получит ли семья и ребенок с аутизмом адекватную помощь, будет ли эта помощь эффективной.

 

Сложность обследования заключается в том, что трудности в установлении контакта с ребенком, особенно на начальном этапе, не позволяют использовать привычные традиционные приемы диагностики. Очень часто аутичные дети, придя на прием к специалисту, кричат, плачут, не реагируют на просьбы, инструкции, проявляют стереотипные виды поведения, бесцельно перемещаются по комнате. Поэтому, чтобы результаты диагностики стали информативными, рекомендуется соблюдать ряд определенных требований.

  1. До начала обследования необходимо провести беседу с родителями. При этом специалист получает информацию о предшествующем развитии ребенка, об особенностях его поведения в повседневной жизни: собирает анамнез, выясняет, что в развитии ребенка беспокоит родителей, какие затруднения возникают при воспитании и обучении, какие требования предъявляются к малышу. Важно узнать о его предпочтениях, страхах, проблемах - эта информация поможет педагогу правильно организовать встречу с ребенком. Для сбора данных некоторые специалисты используют различные опросники, анкеты для родителей (см. приложение). В процессе общения необходимо выяснить, какую позицию занимают родители по отношению к воспитанию своего аутичного ребенка, каковы запросы родителей относительно целей диагностики.
  2. При диагностике в качестве основного метода необходимо использовать наблюдение за спонтанным поведением ребенка, т.к. оно не требуют непосредственного контакта ребенка с педагогом. При этом должны быть созданы специальные условия: в комнате, где проводится обследование, необходимо разместить различные предметы, игрушки, которые бы находились в зоне доступа ребенка и могли бы привлечь его внимание. Например, мячи, конструктор, кубики, мыльные пузыри, куклы, пирамидки, пазлы-вкладыши (по типу доски Сегена), игрушечный транспорт, музыкальные игрушки, детская посуда, книги, принадлежности для рисования и т.д. Само помещение для диагностики должно быть достаточно просторным, комфортным, безопасным.
  3. В ходе наблюдения за спонтанным поведением ребенка рекомендуется фиксировать следующие параметры:
    • особенности коммуникации (привязанность к родителям, возможность устанавливать глазной контакт, реакция на приближение взрослого, реакция на тактильный контакт, спонтанные формы взаимодействия);
    • перемещения в пространстве;
    • особенности двигательной сферы (общая и тонкая моторика, зрительно-моторная координация, функциональность движений);
    • привлекательные предметы, виды деятельности;
    • непроизвольное внимание (на каких предметах фиксирует; пресыщение);
    • особенности эмоциональной сферы;
    • особенности речевого развития (спонтанные вокализации, слова, высказывания, понимание речи в спонтанной ситуации);
    • проблемы поведения.
  4. Направленное психолого-педагогическое обследование ребенка необходимо организовать на первых диагностических занятиях. При этом предлагаемые задания должны быть максимально близки по содержанию и по сложности к тому, что ребенок может делать самостоятельно. Это позволит уменьшить вероятность негативного отношения ребенка к требованиям со стороны взрослого. Например, если в процессе наблюдения за поведением ребенок сам брал карандаш и рисовал на бумаге, то в качестве первого задания можно попросить ребенка нарисовать что-нибудь.

 

В ходе диагностических занятий важно выяснить следующее:

    • следует ли ребенок простым инструкциям («иди сюда», «садись», «подними» и т.п.);
    • как реагирует на ситуацию предъявляемого требования (выполняет, игнорирует, смотрит на Вас, негативная эмоциональная реакция, уход, усиление стереотипии, агрессия и т.п.);
    • подражает ли Вашим движениям (спонтанно, в игре или по инструкции «делай так» или «делай, как я»);
    • выполняет ли инструкции в контексте спонтанной деятельности (например, если играет с посудой, а Вы в это время говорите ему: «Открой кастрюлю»);
    • может ли подобрать одинаковый предмет к образцу;
    • может ли находить предмет по инструкции («Дай », «Покажи», «Найди» и т.п.);
    • подражает ли вербально (спонтанно или по инструкции);
    • как реагирует, если не дают желаемый предмет или как реагирует на запрет.

Кроме этого необходимо определить особенности познавательной сферы, время, в течение которого ребенок удерживается в учебной ситуации; чем можно привлечь его к выполнению задания.

По окончании диагностического этапа следует дать родителям рекомендации по обучению и воспитанию ребенка и разработать индивидуальную коррекционную программу, где указываются основные направления работы, способы реализации программы.

 

 

Приложение

Анкета для родителей по определению уровня взаимодействия ребенка с окружающим миром и людьми.

( по Баенской Е.Р.)

    • 1. Дистанция общения ребенка со взрослым: Насколько близко ребенок сам приближается к взрослому и насколько близко подпускает его?__________________________________________________________ ________________________________________________________________________
    • Можно ли взять ребенка на руки и как он при этом сидит (напряженно, карабкается, приваливается)_______________________________________________ ________________________________________________________________________
    • Как ребенок относится к тактильному контакту, смотрит ли в лицо и как долго? ________________________________________________________________________
    • Как ведет себя ребенок с близкими и как с незнакомыми людьми? ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________
    • Насколько он может отпустить от себя маму? ________________________________________________________________________ 2.Излюбленные занятия ребенка Чем любит заниматься ребенок, когда он предоставлен сам себе: бродить по комнатам, забираться на подоконник и смотреть в окно, что-то крутить, перебирать, раскладывать, листать книгу и др.? ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________
    • 3.Предметная и игровая деятельность Как обследует окружающие предметы: рассматривает; обнюхивает; тащит в рот; рассеянно берет в руку, не глядя, и тотчас бросает; смотрит издали боковым зрением? _______________________________________________________________ ________________________________________________________________________
    • Как использует игрушки: обращает внимание лишь на какие-то детали; крутит колеса машины; бросает крышечку от кастрюли; трясет веревку; манипулирует игрушкой для извлечения какого-либо сенсорного эффекта (стучит, грызет, кидает); проигрывает элементы сюжета (кладет куклу в кровать, кормит, нагружает машину, строит из кубиков дома)? ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________
    • 4. Бытовые навыки Сложились ли какие-то стереотипы бытовых навыков, насколько они развернуты, насколько жестко привязаны к привычной ситуации? ________________________________________________________________________
    • 5. Речевое развитие Использует ли ребенок речь и в каких целях: комментирует, обращается, использует как аутостимуляцию (повторяет одно и то же аффективно заряженное слово, высказывание, выкрикивает, скандирует)? ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________
    • Насколько речь стереотипна, характерны ли эхолалии, в каком лице ребенок говорит о себе?__________________________________________________________
    • 6. Поведение ребенок в ситуациях дискомфорта. Как ведет себя ребенок в ситуациях дискомфорта: замирает, возникают панические реакции, агрессия, самоагрессия, обращается к близким, жалуется, усиливаются стереотипии, стремиться проговорить или повторить травмировавшую ситуацию? ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________
    • Как ребенок реагирует на запрет: игнорирует, пугается, делает на зло, возникает агрессия, крик? ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________
    • Как легче его успокоить при возбуждении, при расстройстве: взять на руки, приласкать, отвлечь (любимым лакомством, привычным занятием, уговорами)? ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________
    • 7. Поведение при радости Каково его поведение при радости: возбуждается, усиливаются двигательные стереотипии, стремится поделиться своим приятным переживанием с близкими? ________________________________________________________________________
    • 8. Внимание ребенка Насколько долго можно сосредоточить внимание ребенка и на чем: на игрушке, книге, рисунке, фотографиях, мыльных пузырях, свечке или фонарике, возне с водой и т. д.?
    • 9. Взаимодействие ребенка со взрослым. Как ребенок относится к включению взрослых в его занятие (уходит, протестует, принимает, повторяет какие-то элементы игры взрослого или отрывки его комментария) ___________________________________________________________
    • Если позволяет включаться в занятие, то насколько можно развернуть игру или комментарий? ___________________________________________________________ ________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Ноябрь 2018 года

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30

Горячая линия

visitka

Телефон доверия

Авторизация