Главное меню

Портал государственных и 
муниципальных услуг Вологодской области

Как зарегистрироваться на ЕПГУ

Список госуслуг, предоставляемых через ЕПГУ

Портал правовой информации

Персональные данные. Дети

Социально-психологическое тестирование обучающихся

Уполномоченный при Губернаторе области по правам ребенка

Смирнова

Ольга Александровна

Почтовый адрес: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 2

Адрес нахождения: г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 20

Адрес электронной почты: SPR@gov35.ru

Телефоны: 8(8172) 23-00-30 (добавочный (специалистов) 7731, 7735, (уполномоченного при Губернаторе области по правам ребенка) 7730)

Факс: 23-00-30 добавочный 0

запись по телефону  (8172)53-03-70

Особенности математического развития старших дошкольников с ЗПР

Туркина Елена Николаевна, 

учитель-дефектолог

 

В системе коррекционно-педагогической помощи детям с  задержкой психического развития важная роль принадлежит формированию элементарных математических представлений. Математические знания служат средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. В ходе математического развития у детей с ЗПР формируются психические функции и процессы, совершенствуется наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Математическая подготовка дает ребенку с ЗПР  возможность правильно воспринимать окружающий мир, ориентироваться в нем, выполнять элементарные арифметические действия в игровой, трудовой, конструктивной, изобразительной, бытовой деятельности.

Дети с задержкой психического развития имеют потенциально сохранные возможности интеллектуального развития, однако для них характерны нарушения познавательной деятельности, незрелость эмоционально-волевой сферы, преобладание игровых интересов, пониженная  работоспособность, быстрая  пресыщаемость в интеллектуальной деятельности.

Недостаточная выраженность познавательных интересов сочетается с нарушениями внимания, памяти, функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, плохой координацией движений. Практически у всех детей с ЗПР имеются те или иные речевые нарушения.

Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых для начала обучения в школе.

Для математического развития дошкольников с ЗПР характерен целый ряд особенностей, связанных со спецификой их интеллектуального, сенсомоторного, эмоционального и речевого развития.

Дети старшего дошкольного возраста с ЗПР выявляют недостаточную подготовленность к изучению математики из-за более низкого уровня исходных математических знаний, чем у детей в норме. У детей с  задержкой психического  развития не сформированы предпосылки к математической деятельности, отмечается отсутствие интереса к выполнению математических заданий, нецеленаправленность действий, низкий уровень самостоятельности, недостаточная критичность по отношению к результатам своей деятельности, слабое внимание к содержанию заданий.

Часто дети с ЗПР  механически, неосознанно  запоминают порядок следования чисел до 10, у них  наблюдается «безытоговый» счет. Иногда обнаруживается прямая зависимость счетной деятельности от ярких внешних характеристик предметов и их пространственного расположения: при количественном сравнении групп предметов решающими выступают цвет, форма, размер, расположение в пространстве. Большие трудности возникают при установлении соответствия между множествами, отсутствие умения оперировать множествами.

Дети часто не понимают задачу, не дают числового ответа или называют любое число, неверно пересчитывают количество предметов. Наиболее доступными являются задачи, в которых ответ можно найти путем «механического» пересчета. У большинства детей вызывает сложности решение  задач с закрытым результатом. Часто дошкольники с ЗПР для нахождения ответа не умеют использовать имеющийся перед ними счетный материал, в том числе собственные пальцы. Как правило, они затрудняются в оформлении ответов, в подавляющем большинстве случаев опускают названия самих предметов, не умеют составлять задачи по наглядно представленной ситуации. Выявляются затруднения в понимании смысла простых арифметических действий и неумении их выполнять.

 Дети с ЗПР с трудом запомина­ют цифры и знаки отношений, недостаточно сознательно усваивают  последовательность чисел в натуральном ряду, не могут свободно в нем ориентироваться. Поэтому их затрудняет обратный счет, они не могут «оторваться» от единицы и называть числа, начиная  от заданного.

Пространственно-временные представления детей с ЗПР также недостаточно сформированы. Дошкольники могут определять пространственное расположение объектов относительно себя на наглядном уровне, но трудности вызывает у них пространственная ориентировка по словесной инструкции и самостоятельное определение и называние пространственных отношений. Дети не умеют опираться на знание схемы собственного тела, определяя расположение объектов относительно себя. У них чаще встречается зеркальное напи­сание цифр, смешение цифр и геометрических фигур.

Несовершенство зрительного восприятия приводит к то­му, что дошкольники не узнают цифры и гео­метрические фигуры, если они предъявлены в непривычном ракурсе, в перевернутом положении, нечетком графическом изображении или если объекты пере­черкнуты, либо закрывают друг друга. Ограниченность объ­ема внимания, по­вышенная отвлекаемость детей с ЗПР  приводят к тому, что они не видят многого из того, что им показывает и объясняет пе­дагог. Слабость мыслительных операций препятствует выявлению основных существенных признаков объектов, установлению связей и зависимостей между явле­ниями. Поэтому при решении задач дети  с ЗПР обычно опира­ются на внешние, несущественные признаки условия: от­дельные слова, словосочетания, расстановку чисел. Отсюда часты их ошибки при выполнении этого вида работ: выбор неправильного арифметического действия, неверная форму­лировка ответа, ошибки в наименованиях и т.д.

Недостатки всех видов памяти, особенно произвольной, выражаются в том, что дети в состоянии запоминать лишь небольшие порции информации; для них требуется чаще по­вторять материал, помогая им овладеть приемами запомина­ния. Они склонны механически заучивать материал без его понимания и рационального применения на практике.

Все эти особенности дошкольников, имеющих задержку психического развития, создают для них повышенные труд­ности в овладении математикой. Поэтому необходима спе­циальная коррекционная работа, направленная на воспол­нение пробелов в их дошкольном математическом развитии, на создание у них готовности к усвоению основ математики.

Доказана эффективность следующего содержания математического образования детей с ЗПР: специально организованные групповые  и индивидуальные занятия по ФЭМП,  экскурсии и наблюдения, ознакомление с литературными произведениями, игры с природным материалом (песок, вода и др.), игры с бросовым материалом, игры и игровые упражнения с сенсорными эталонами, игры с бытовыми предметами-орудиями, конструктивные игры, пальчиковые игры, театрализованные игры, сюжетно-дидактические игры, подвижные игры, музыкально-дидактические игры, игровые упражнения и логические игры со знаково-символическим материалом (цифрами, геометрическим материалом, пиктограммами), упражнения с иллюстративным материалом (фотографии, картинки). Содержание математического характера может активно вводиться в совместную деятельность взрослых и детей в различные режимные моменты: на прогулке, во время досуга и т. д.

Математическое развитие дошкольников с ЗПР осуществляется на основе использования практических, наглядных и словесных методов. В работе применяют следующие практические методы и приемы обучения: упражнения (речевые, игровые, подражательно-исполнительского, творческого и конструктивного характера) как многократное повторение ребенком умственных и практических действий; целенаправленные действия с различным дидактическим материалом; формирование элементарных навыков счета, измерения и вычисления; создание условий для применения математических представлений и действий в быту, игре, труде и в общении. Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности (воображаемой игровой ситуации, игровых действий), наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения).

Одним из ведущих в математическом образовании детей с ЗПР является наглядно-практический метод моделирования, представляющий собой конструирование модели и использование ее для формирования представлений о свойствах объектов. Детям с ЗПР необходимо предлагать: предметные модели, предметно-схематические модели и графические модели.Действия замещения и моделирования являются основой формирования познавательных способностей.

Эффективным является использование следующих словесных методов обучения: рассказывание детей как отражение в связной речи ранее сложившихся представлений; рассказ учителя-дефектолога; предварительная и обобщающая беседа; вопросы как словесный прием обучения (репродуктивные, требующие констатации; поисковые, требующие умозаключения; прямые и подсказывающие). Эффективно использование словесных приемов обучения в структуре наглядных и практических методов: пояснения (объяснения); указания как разъяснение содержания и последовательности действий; педагогической   оценки хода выполнения деятельности, ее результата; самооценки; косвенных приемов оценки (напоминание, совет, исправление, замечание, реплику).

Все обуче­ние дошкольников с ЗПР  должно носить наглядно-действенный характер. Это значит, что все математические понятия ребе­нок будет усваивать в процессе активной деятельности: в иг­рах, действуя с разнообразными предметами, наблюдая за действиями педагога, выполняя графические задания (рисо­вание, обводка по шаблону, раскрашивание, штриховка) и упражнения по конструированию и моделированию (из па­лочек, элементов мозаики, геометрических фигур, из дета­лей конструктора)

Работа должна строиться с постепенным усложнением де­ятельности детей: от максимальной развернутости практиче­ских действий, опоры на образец, показ и конкретные указа­ния педагога к умению опираться на наглядную модель и словесную инструкцию. При этом совершенствуется и словесная регуляция действий — от сопровождения дей­ствий речью к умению давать словесный отчет, а затем к пла­нированию предстоящей работы.

Особенности детей с ЗПР требуют увеличения количест­ва тренировочных упражнений, так как любой навык фор­мируется у них очень медленно. Поддерживать интерес к за­нятиям следует путем широкого использования дидактиче­ских игр, занимательных упражнений, в том числе связанных с активным движением детей: ходьбой, бегом, игрой с мячом и т.д.

В  результате математического образования дошкольники с задержкой психического развития не только совершенствуют счетную и измерительную  деятельность, получают элементарные математические представления, но и становятся сообразительнее, увереннее в рассуждениях, в комбинировании различных способов при решении нестандартных задач, т.е. происходит активизация познавательной сферы  и поступательного интеллектуального развития  детей с задержкой психического развития.

 

Использованная литература:

  1. Баряева Л.Б. Интегративная модель математического образования дошкольников с задержкой психического развития: Монография. – СПб.: НОУ СОЮЗ, 2005.
  2. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция ЗПР у детей. –М.: Гном-Пресс, 1999.
  3. Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Психолого-педагогическое изучение детей с задержкой психического развития в условиях специального детского сада // Коррекционная педагогика. 2003. –№ 2.
  4. Готовимся к школе. Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР / Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: Ника-Пресс, 1986.
  5. Екжанова Е.А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. –№1.
  6. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. – М.: Педагогика,1990.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Июль 2018 года

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31

Горячая линия

visitka

Телефон доверия

Авторизация