Главное меню

Портал государственных и 
муниципальных услуг Вологодской области

Как зарегистрироваться на ЕПГУ

Список госуслуг, предоставляемых через ЕПГУ

Портал правовой информации

Персональные данные. Дети

Социально-психологическое тестирование обучающихся

Уполномоченный при Губернаторе области по правам ребенка

Смирнова

Ольга Александровна

Почтовый адрес: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 2

Адрес нахождения: г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 20

Адрес электронной почты: SPR@gov35.ru

Телефоны: 8(8172) 23-00-30 (добавочный (специалистов) 7731, 7735, (уполномоченного при Губернаторе области по правам ребенка) 7730)

Факс: 23-00-30 добавочный 0

запись по телефону  (8172)53-03-70

Как научить ребенка думать?

Туркина Елена Николаевна,

учитель-дефектолог

 

Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития  мышления ребёнка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы. Развитое мышлениепомогает ребёнку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его современном мире,способствует  общему развитию.

Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация).

Ребёнок родится, не обладая мышлением. Познание окружающей действительности начинается с ощущения и восприятия отдельных конкретных предметов и явлений, образы которых сохраняются памятью. Мышление у ребёнка складывается на основе практического знакомства с действительностью, на основе непосредственного познания окружающего.

Овладевая в процессе общения с окружающими людьми словами и грамматическими формами родного языка, ребёнок научается вместе с тем обобщать при помощи слова сходные явления, формулировать взаимоотношения, существующие между ними, рассуждать по поводу их особенностей и т.д.

Анализировать, сравнивать, конкретизировать, обобщать - всему этому маленький человек учится постепенно, поэтапно.

Обычно в начале второго года жизни у ребёнка возникают первые обобщения, которые он использует в последующих действиях. С этого начинается развитие детского мышления.

Выделяют три вида мышления:
1) наглядно-действенное или практическое (познание с помощью манипулирования предметами);
2) наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений);
3) словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).

Наглядно-действенное мышлениепреобладает до 3 лет, особенно интенсивно развивается у ребенка с 3-4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.

На основе  наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления - наглядно-образное. К 4-5 годам дети начинают переходить от действий с предметами к действиям с образами этих предметов, совершаемым в уме. Ребенок уже может решать задачи на основе представлений. На этом этапе ему необязательно брать предмет в руки, достаточно отчётливо представить его. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.

К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления. Это самый сложный вид мышления, в котором оперируют не конкретными образами, а сложными отвлечёнными понятиями, выраженными словами. Однако оно не является ведущим у дошкольников.

Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.

Развитие мышления у детей происходит не само собой, не стихийно. Им руководят взрослые, воспитывая и обучая ребёнка. Опираясь на опыт, имеющийся у ребёнка, взрослые передают ему знания, сообщают понятия, до которых он не смог бы додуматься самостоятельно и которые сложились в результате трудового опыта и научных исследований многих поколений. Перед педагогами стоит важная задача  научить малыша самостоятельно размышлять,  рассуждать, сравнивать, анализировать, устанавливать закономерности, причинно-следственные связи, делать выводы.

Всему этому ребёнок может научиться при помощи специальных игр и упражнений, которые не требуют от педагогов особой подготовки и могут использоваться как в организованной образовательной деятельности, в утренние и вечерние часы, так и на прогулке. Существует много игр, направленных на развитие мышления. Сложность  их варьируется в зависимости от возраста и развития детей.Одну и туже игру можно модифицировать. Например, в игре «СЕМЕЙКА» педагог перечисляет детям ряд слов: «морковь», «капуста», «лук», «огурец», и предлагает все обозначить  общим словом («овощи»). Со старшими детьми условия игры можно изменить: назвать обобщающее слово («овощи») и предложить назвать конкретные примеры («НАЗОВИ ОДНОГО  ИЗ СЕМЕЙКИ»). Варианты игр зависят от фантазии и творчествапедагогов.

МАЛЫШ ПОТЕРЯЛСЯ

Взрослый говорит: « Потерялся ягненок. Кто у него мама? Как она зовет малыша? Ребенок называет взрослое животное, подражает его голосу. Затем «теряются» следующие детеныши.

ПАПА- МАМА- МАЛЫШ

Педагог перечисляет: «Папа-бык, мама-корова, малыш… Дети отвечают. Через некоторое время взрослый называет только папу, а дети - маму и детеныша. Самая сложная версия- взрослый называет животных во множественном числе («коровы»), а ребенок перечисляет всех животных.

ТУК- ТУК

Педагог « приглашает детей на прогулку»: «Идем мы гуляем и видим домик- нору (берлогу, логово, улей, гнездо, будку и т.д.). Тук-тук, кто в домике живет?» Дети отвечают. Другой вариант игры- поиск дома для конкретного зверя: «Белочка потерялась, где ее домик? В гнезде? В норе?  В дупле?» и т.д.

ПРИШЕЛ К НАМ В ГОСТИ СЛОН

Ведущий сообщает: «Пришел к нам в гости слон (заяц, лиса, тигр, мышонок и т.п.), чем будем его угощать?» Если дети не знают, взрослый рассказывает, чем питается животное

КТО КЕМ БУДЕТ?

Ведущий называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос, как они изменятся, кем будут. Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, желудь, семечко, икринка, гусеница, птенец,  железо, кирпичи, ткань, день, лето и т.д.

Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за  все  правильные ответы.

МНОГО- МНОГО

Взрослый спрашивает, как называется  «много-много» птиц, ребенок  отвечает «стая». Примеры: много коров- стадо, много цветов- букет (клумба), много капель воды-  лужа (море), много домов- город и т.д.

ЧАСТИ И ЦЕЛОЕ

Первый, более простой вариант игры: педагог называет предмет, а дети перечисляют его части. Когда дети запомнят основные части нескольких предметов, можно играть наоборот: взрослый перечисляет разные части  (ствол, ветви, листья, корни), а дети называют целый предмет (дерево).

ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ

Дети с помощью взрослого перечисляют все овощи (фрукты, цветы, одежду, мебель, транспорт и т.д.), которые знают. Более трудный вариант - перечислять предметы, удовлетворяющие двум условиям (например, все оранжевые фрукты, зеленые овощи и т.д.). Педагог и дети перечисляют предметы по очереди.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ

Одна из самых известных игр на развитие мышления. Педагог перечисляет четыре слова, одно из которых отличается от всех остальных определенным признаком (кошка, собака, лиса, корова). Дети должны указать на это слово и по возможности объяснить, почему оно лишнее.

ЧТО ОБЩЕГО?

В этой игре взрослый называет три- четыре предмета, дети должны найти их общее свойство. Например: вертолет, бабочка, воробей (все летают); колбаса, яблоко, конфета (съедобные), роза, ежик, елка (колючие).

КТО ТАК ДЕЛАЕТ?

Игра по смыслу противоположна предыдущей. Педагог спрашивает: «Кто умеет прыгать (летать, ползать?). Дети вспоминают:  «Кузнечик, лягушка, мячик». Другие вопросы: «Что растет?», « Что светит?»,  «Греет?» и т.д.

АНАЛОГИИ

Педагог предлагает ребенку подобрать слово по аналогии с предложенным примером: «Корабль плывет, а самолет…», «Белочка- орешки, заяц-…». «Летчик- самолет, моряк-…».Для разнообразия игры нужно не только заменять слова, но и придумывать все новые связи  слов.

ПОСЛЕДСТВИЯ

Взрослый предлагает детям ответить, какими станут носки, если наступить в лужу (мокрыми); ботинки, если пройти по грязи (грязными); каша, если насыпать в нее сахар (сладкой); белье, если его постирать (чистым)  и т.д.

ПОГРУЗКА ПОЕЗДА

Ведущий говорит: «Давайте  нагружать поезд. В первый вагон складываем все колючие предметы». Вместе с детьми начинают перечислять их: роза, ежик, елка, булавка, иголка и т.д. Для второго вагона подбираются грузы определенного цвета, для третьего - изготовленные из определенного материала, для четвертого- на определенную букву и т.д.

ТЕМНЫЙ КАРМАН

Взрослый заранее кладет в карман предмет (ключ, монетку, конфету, маленькую игрушку и т.п.). Говорит детям: «У меня в кармане что-то интересное. Попробуйте угадать, что это?» После этого предлагается детям задавать различные вопросы о предмете, а взрослый отвечает на них. Если дети долго не могут угадать - предложите узнать предмет на ощупь. В дальнейшем дети сами могут выступать в роли обладателя интересного предмета.

ВЕРЮ - НЕ ВЕРЮ

Педагог называет цвет тех или иных реально существующих предметов. Дети, услышав правильное высказывание, говорят: «Верю!», если высказывание неверное: «Не верю!» Например: «Кошка зеленая»- «Не верю!», «Яблоко красное»- «Верю!»

ХЛОП-ХЛОП

Взрослый перечисляет различные предметы, дети должны хлопнуть в ладоши, когда будет назван предмет, удовлетворяющий объявленному условию (что-то красное, что-то съедобное и т.д.).

УГАДАЙ, О ЧЕМ Я РАССКАЗАЛА

Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: «Это овощ. Он красный, круглый, сочный» (помидор) и т.д.

НАОБОРОТ

Взрослый  предлагает: «Я буду говорить слово, а вы тоже говорите, только наоборот, например: «большой - маленький." Можно использовать следующие пары слов: толстый - тонкий, длинный- короткий, веселый - грустный, быстрый - медленный, пустой - полный, умный - глупый, твердый - мягкий и т.д.

ТРИК-ТРАК, ЭТО НЕ ТАК!

Педагог называет какую-нибудь ситуацию из жизни. Если названная ситуация бывает, дети молчат, а если – нет, говорят: «Трик-трак, это не так!»

Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка лает; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.

Педагог должен помнить, что в этих играх нет проигравших. Не стоит превращать игры в трудные испытания, нужно вовремя прийти детям на помощь, вместе выполнить задания и ненавязчиво поправить ошибку. Игра должна развивать ребенка и доставлять  радость.

Литература

1.Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников.- М.: Гном-Пресс, 1999.

2.Игры со словами для малышей. Журнал  «Игра и дети» №7, №8.-М.,2007.

3.Селезнева Е.В.Мамина книга/ Настольная книга родителей и воспитателей-. М.: Издательский дом МСП,1997.

4.Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. -М.: Владос, 2001.

5.Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет/ Под ред. Дьяченко О.М., Агаевой Е.Л.-М.: Просвещение,1991.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Июль 2018 года

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31

Горячая линия

visitka

Телефон доверия

Авторизация