Главное меню

Ссылки

logominobr

 

Счетчик посещений

Сегодня214
Вчера515
На этой неделе2193
В этом месяце9995
Всего107409

Ваш IP : 54.81.187.157 Вы используете: Unknown - Unknown 24.10.2014 14:14

Кто в онлайне

Гостей : 15 гостей в онлайне Пользователей : Нет пользователей в онлайне
Модуль разработан CoalaWeb

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья у младших школьников

Авдуевская Анастасия Александровна,

социальный педагог

 

В настоящее время достаточно широко развита сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений, предназначенных для обучения различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако в Концепции модернизации российского образования отмечается, что "дети с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства".

Право ребенка с ОВЗ на получение образования по месту жительства может быть реализовано путем организации интегрированного обучения их с нормально развивающимися сверстниками.

Однако в нашем обществе существует целый ряд проблем, связанных с включением ребенка-инвалида в школьное пространство по месту жительства:

  • отсутствие доступной среды и технических средств реабилитации, облегчающих образовательный процесс для школьников с особыми образовательными потребностями;
  • отсутствие знаний, соответствующей подготовки и методик для работы с ребенком, имеющим особые образовательные потребности, в условиях образовательного учреждения;
  • неготовность широкой общественности признавать право ребенка с особыми образовательными потребностями на получение образования его в среде своих сверстников без инвалидности;
  • нежелание многих родителей обучать своих нормально развивающихся  детей вместе с детьми с ОВЗ;
  • неадекватное восприятие нормально развивающимися детьми сверстников с ОВЗ;
  • трудности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ;
  • проблема неприятия детей с ОВЗ участниками образовательного процесса.

В связи с этим, одной из центральных задач в развитии любого образовательного  учреждения по отношению к детям с особыми потребностями является формирование у педагогов, специалистов, родителей  педагогической толерантности, т.е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения,  воспитать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ОВЗ.

Работу по формированию толерантности необходимо проводить со всеми участниками образовательного процесса в следующих целевых группах:

  • педагоги и специалисты (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог), работающие с детьми;
  • родители (законные представители);
  • воспитанники, обучающиеся.

Толерантность, сформированная в школьные годы, является одним из важнейших условий  успешной реализации в будущем потенциала личности. Важную роль в формировании толерантной личности играет школа, именно в ней ребенок проводит большую часть времени и приобретает опыт взаимного уважения, доброжелательного терпимого отношения к окружающим людям.

Совместное обучение с особыми  детьми способствует развитию таких необходимых навыков и личностных качеств обучающихся, как: социальная компетентность, толерантность, навыки решения межличностных проблем, уверенность в своих силах, самоуважение. В процессе совместных мероприятий дети учатся обсуждать проблему, слушать и слышать другое мнение, отстаивать свою точку зрения, разрешать конфликты путем переговоров, прислушиваясь к мнению оппонента. В итоге, они учатся признавать право любого человека быть «другим».

С этой целью социальные педагогам необходимо проводить в образовательных учреждениях занятия с детьми по воспитанию толерантного отношения здоровых детей к детям с ОВЗ. С учетом возраста детей специалисты могут организовать ролевые игры, проигрывать ситуации, обсуждать, как преодолеть барьеры и сделать так, чтобы можно было учиться вместе.

Логика и технология обучения толерантности в зависимости от специфики основного вида деятельности обучаемых будет разной. Так, поскольку у дошкольников и младших школьников в деятельности, как известно, преобладает эмоциональный компонент, работать с ними логично с учетом этого факта.

Для младших школьников важно использовать эмоционально-ориентированную технологию, направленную в первую очередь на неприятие отрицательных эмоций и напряженных состояний детей. Помогая в этом друг другу, дети сближаются, они ощущают реальную поддержку, чувствуют доверие друг к другу. На этом фоне постепенно исчезает эмоциональная неприязнь между отдельными детьми, они перестают остро реагировать на существующие различия между ними, становятся более толерантными на эмоциональном уровне. Методически правильно в эти моменты предложить детям какие-то новые знания, рассказать о том, насколько важным для человека оказывается умение понимать других людей и на этой основе проявлять к ним толерантность. И лишь опираясь на это, детям можно предлагать какую-то совместную деятельность или использование новых, толерантных форм поведения в привычной для них учебной или игровой деятельности.

Работа социального педагога по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ может осуществляться  путем проведения интерактивных уроков в инклюзивных и обычных классах с использованием методов арт-терапии, сказкотерапии, сюжетно-ролевой игры,  которые  способствуют формированию толерантного отношения к окружающим, развивают коммуникативные умения.

Так, например, можно провести игровое занятие по сюжету сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок». Детям на данном занятии предложить изобразить обитателей птичьего двора. Им предоставляется возможность представить себя в роли «гадкого утенка» и понять чувства героя сказки, которого отвергают только потому, что он выглядит не так как все и описать свои переживания. Кроме того, дети должны побывать и в роли обидчиков «гадкого утенка», и объяснить, почему они не приняли «утенка». В конце занятия ребятам можно предложить придумать другое развитие событий сказки в условиях принятия утенка обитателями птичьего двора.

Другой вариант проведения занятия – детям  необходимо просмотреть или прочитать сказку Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». Чтение (просмотр) сказки можно дать как домашнее задание за 1-2 дня до урока. На занятие дети приносят рисунок к сказке «Гадкий утенок», где они изобразили ситуацию, в которой они больше всего переживали за утенка. Наиболее выразительные рисунки дети комментируют. После необходимо обсудить с детьми сказку. В конце занятия можно предложить ребятам всем вместе создать «дерево толерантности», где учащиеся отобразят свое отношение к детям с ОВЗ.

На занятиях детей можно познакомить с разными сторонами жизни слепых и слабовидящих  людей. Рассказать историю возникновения азбуки Брайля, ее значение, познакомить с особенностями обучения слабовидящих детей в современном мире. После нужно обязательно провести комплекс  игр, в ходе которых детям предлагается выполнять различные задания с завязанными глазами, используя только тактильные ощущения. В ходе этих игр школьники могут прочувствовать, насколько трудно людям с ОВЗ адаптироваться в обществе без посторонней помощи.

В своей деятельности социальный педагог должен использовать разнообразные формы и методы взаимодействия с детьми,  способствующие созданию доверительных отношений, доброжелательной атмосферы, помогает росту самооценки у детей, приобретению навыков толерантного поведения.

 

Литература:

  1. Кленова Н. В. Как воспитать толерантность / Н.В. Кленова // Дополнительное образование. - 2006. - № 3. - С. 17-22.
  2. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование, 2001, №  9; 2002, №  9.
  3. Столганова Л.В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности). – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 128с.

Авторизация

Телефон доверия

visitka

Календарь

Июнь 2014 года

Пн
Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

Вверх