Главное меню

Портал государственных и 
муниципальных услуг Вологодской области

Как зарегистрироваться на ЕПГУ

Список госуслуг, предоставляемых через ЕПГУ

Портал правовой информации

Персональные данные. Дети

Социально-психологическое тестирование обучающихся

Уполномоченный при Губернаторе области по правам ребенка

Смирнова

Ольга Александровна

Почтовый адрес: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 2

Адрес нахождения: г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 20

Адрес электронной почты: SPR@gov35.ru

Телефоны: 8(8172) 23-00-30 (добавочный (специалистов) 7731, 7735, (уполномоченного при Губернаторе области по правам ребенка) 7730)

Факс: 23-00-30 добавочный 0

запись по телефону  (8172)53-03-70

Почему ребенок говорит неправду?

Ефимова Мария Александровна,

социальный педагог

 

(в статье используются материалы Александра Вемъ)

 

Детская ложь – одна из самых исследованных проблем в психологии, однако справиться с ней в повседневной жизни еще никому не удавалось. Некоторые специалисты считают, что бороться с ложью бесполезно: она – часть жизни любого воспитанного человека. Чувство такта, хорошего тона, интересы окружающих или необходимость компромисса в каких-то определенных ситуациях – вынуждают нас время от времени прибегать к неискренности.

К сожалению, люди лгут не только из благородных побуждений – но и из-за корысти, злонамеренности, цинизма.

Ребенок начинает говорить неправду в период активного развития речи и воображения. Речь ложится в основу формирования его логического мышления. Растущая любознательность и все более частые запреты взрослых – вот что питает первые вымыслы малыша, пытающегося при помощи фантазий обойти ограничения, налагаемые взрослыми.

 

Мотивы лжи

  • Стремление избежать наказания.
  • Защита друзей от неприятностей. Дети по-своему стараются оценить мотивы провинившегося, масштаб нанесённого ущерба и возможные обвинения в адрес невиновных.
  • Страх унижения.
  • Ложь для предотвращения вмешательства в личную жизнь. Каждому необходима личная жизнь, а также право решать, кому и что допустимо знать о ней. Потребность растущего ребёнка в личной жизни, в независимости от родительского контроля подчас вступает в противоречие со стремлением родителей оградить его от неприятностей.
  • Ложь с целью получения выгоды.
  • Ложь ради проверки собственной силы. Этот мотив возникает обычно в подростковом возрасте.
  • Ложь с целью самозащиты или защиты другого человека - «белая ложь». Ложь, призванная разрядить напряжённую ситуацию или доставить кому – то удовольствие

 

Этим списком мотивы лжи не исчерпываются, но именно данные мотивы имеют наибольшее распространение.

 

Советы родителям:

  • Смиритесь. Дети будут лгать,избежать этого невозможно. Если Вы постараетесь организовать свою жизнь так, чтобы у ребёнка было меньше побуждений ко лжи, Вы сможете добиться от него большей искренности.
  • Обдумайте, проанализируйте. Прежде чем наказать, ответьте на вопросы: Ответственен ли ребёнок за то, что сделал? Какой нанесён ущерб? Пострадал ли кто-либо или чьё-либо имущество? Нарушен ли какой-то важный моральный принцип? Усугубила ли ложь ситуацию? Был ли ущерб меньше, если б ребёнок не солгал?
  • Постарайтесь сделать так, чтобы ребёнок Вам доверял и не боялся выглядеть смешным в Ваших глазах.
  • Внушайте ребенку Ваше неприятие лжи. Беседы с ребенком о том, что такое хорошо и что такое плохо помогут способствовать развитию честности ребёнка.
  • Договаривайтесь. Хороший способ выяснить правду — по-хорошему договориться. Если обещать ребёнку в обмен на признание смягчение наказания, то это, скорее всего, подействует, особенно если он не очень рассчитывает добиться успеха с помощью лжи. Начинать расспросы надо с незначительных мелочей, чтобы не вынуждать ребёнка сразу по-крупному лгать только из-за того, что он напуган уже первым вопросом. Если спрашивать спокойно и естественно, то у ребёнка не возникнет необходимости сразу оправдываться.
  • Изменитестиль общения с ребенком, устраните причины, вынуждающие его обманывать. Ложь детей может свидетельствовать о нарушениях во взаимоотношениях со взрослыми.
  • Будьте искренними. С привычкой говорить неправду бесполезно бороться, если члены семьи сами неискренни друг с другом. Ребенок интуитивно усваивает этот стиль общения. Доверие нарушается, если сами родители обманывают детей, не сдерживают обещания; применяют в воспитании строгие наказания: придирчивы, несправедливы и подозрительны.
  • Объясните ребенку, что говорить неправду он может только в том случае, когда правда звучит невежливо. Нельзя, например, сказать другу, что его подарок тебя разочаровал, или в гостях критиковать хозяйку, объявляя всем, что мама лучше готовит.
  • Отделите поступок от личности ребенка. «Я знаю, что ты хороший мальчик. Но ты соврал и поступил плохо. Не нужно так себя вести. Я расстроен твоим поведением». В этом случае Вы не обвиняете ребенка, ему нет необходимости защищать свою личность, входить в положение униженного, оправдываться.
  • Обсудите с ребенком, как можно было бы поступить по-другому, не прибегая ко лжи.
  • Дайте понять, что даже если он в чем-то провинился, то лучше рассказать правду, даже если его будут ругать. Потому что если он соврет и это раскроется, то ругать будут в два раза сильнее: за проступок и за обман.
  • Ориентируйтесь на три момента: возраст ребенка, особенности его характера и меру лжи.

Возрастные особенности детской лжи:

  • Если обманывает ребенок 2-4 лет, то, скорее всего он фантазирует и не осознает последствий своих действий. В этом возрасте важно не ругать ребенка, не обвинять и не навешивать ярлыков «лгунишка», «врунишка». В этом случае лучше мягко пожурить ребенка и дать понять, что обман его раскрылся, а мама расстроена таким поведением малыша.
  • Если говорит неправду ребенок 5-7 лет, ложь нужно пресекать. Именно в этом возрасте ребенок решает для себя – можно ли врать, выгодно ли это? Если ребенок Вам врет, покажите ему, что обман не сработал, Вы его раскрыли, покажите свое огорчение поведением ребенка.
  • Если лжет ребенок старше 8 лет, не задавайте провокационных вопросов: «Это кто разбил чашку?», «Какие оценки в школе (как прошла контрольная работа)?», «Кто это сделал? Почему не сделал?», не устраивайте допросов. Обвинения вызывают агрессию. Лучше замечания и уличение во лжи формулировать в позитивной форме: «Я разговаривала с твоим тренером, ты уже два раза не был не тренировке. Я заволновалась, может что-то случилось или тебе не нравится. Как тебе помочь?»
  • Если обманывает ребенок не очень совестливый, проказливый, то можно наказать и поругать (поведение, а не личность). Если лжет ребенок совестливый, ранимый, чуткий, тревожный, то в этом случае бывает достаточно оценивающего и понимающего обман взгляда или укоризненного огорчения родителей.
  • Если ребенок лжет – фантазирует, переводите ложь в творческое русло. «Какой у тебя интересный рассказ получился! Давай его нарисуем/запишем/слепим…».

Не забывайте о том, что вы любите вашего ребенка, не смотря ни на что – ни на плохие поступки, ни на капризы, ни на ложь. Помните, что большинство детей проходят через период лжи, не становясь патологическими лгунами!

 

 

 

 

 

 

 

 

Апрель 2018 года

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30

Горячая линия

visitka

Телефон доверия

Авторизация