Главное меню

Портал государственных и 
муниципальных услуг Вологодской области

Как зарегистрироваться на ЕПГУ

Список госуслуг, предоставляемых через ЕПГУ

Портал правовой информации

Персональные данные. Дети

Социально-психологическое тестирование обучающихся

Уполномоченный при Губернаторе области по правам ребенка

Смирнова

Ольга Александровна

Почтовый адрес: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 2

Адрес нахождения: г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 20

Адрес электронной почты: SPR@gov35.ru

Телефоны: 8(8172) 23-00-30 (добавочный (специалистов) 7731, 7735, (уполномоченного при Губернаторе области по правам ребенка) 7730)

Факс: 23-00-30 добавочный 0

О психологическом насилии над детьми

Евлюхинцева Елена Валерьевна,

педагог-психолог

 

«Ребенок должен быть защищен ото

всех форм небрежного отношения,

жестокости и эксплуатации».

Принцип 9 Декларации прав ребенка

 

Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно - ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни.

Физическое насилие в семье – тема обсуждаемая и громкая, тогда как случаи насилия психологического часто даже не становятся достоянием общественности. Между тем, психологическое насилие бывает не менее, а порой и более опасно, чем насилие физическое.

Психическое (эмоциональное) насилие - постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны взрослых, родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.

К проявлениям психологического насилия также относят действия, направленные на подрывание самооценки и самоуважение человека (например, постоянную критику, преуменьшение способностей человека, оскорбления), запугивание, угрозы причинения физического вреда самому себе, убийство домашних животных, уничтожение личных вещей, насильственную изоляцию от семьи или друзей, игнорирование потребностей.

Психические особенности детей, пострадавших от насилия

Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.

Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки их гнева не имеют видимой причины.

Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. И в том, и в другом случае нарушается контакт, общение со сверстниками. У заброшенных, эмоционально депривированных детей стремление любым путем привлечь к себе внимание иногда проявляется в виде вызывающего, эксцентричного поведения.

У детей, выросших в семьях, где применялось межличностное насилие наблюдаются такие серьёзные нарушения, как хроническая депрессия, тревожность, посттравматическое стрессовое расстройство и диссоциация. Как отмечают исследователи, последствия эмоционального насилия существенно не отличаются от последствий физического насилия.

Для детей раннего возраста более характерны расстройства сна, аппетита, беспокойство или апатичность, неумение играть, задержка психоречевого развития, привычка сосать палец.

Для младших школьников - проблемы с обучением, отвержение со стороны сверстников, плохие социальные навыки.

У детей в предпубертатном периоде могут наблюдаться уходы из дома, девиантное/делинквентное поведение, хроническая неуспеваемость.

В пубертатном периоде - депрессия, рост агрессивности, саморазрушающее поведение, низкая самооценка, психосоматические заболевания.

Рекомендации родителям:

1. Находите время для общения с ребенком, как бы это ни было сложно и какой бы интенсивный график работы у вас не существовал. Выкраивайте время для того, чтобы сесть и просто поговорить с ребенком (как у него дела, как прошел день и т.п.).

2. Оградите ребенка от участия в ваших конфликтах с супругом. Для ребенка вы оба являетесь значимыми и любимыми! Не заставляйте его видеть, что два дорогих ему человека не могут поладить между собой.

3. Поощряйте достижения ребенка, даже если это маленькая открытка, которую ребенок сделал своими руками, похвалите его. Он старался, делал с любовью, а вы просто взяли и выкинули ее.

4. Не угрожайте и не шантажируйте ребенка. Так вы формируете у него СТРАХ, но никак не стремление двигаться вперед и достигать каких-то поставленных целей.

5. Изначально установите для ребенка определенные правила, которым он должен следовать. Ребенок должен иметь представление о том, что ему можно и чего нельзя в определенных ситуациях.

6. Ставьте перед ребенком реальные цели. Ребенок может не справиться с поставленными Вами задачами по разным причинам. Но он будет знать, что подвел Вас, что в Ваших глазах он плохой.

7. Не сравнивайте Вашего ребенка с другими детьми!! Ваш ребенок уникален по-своему, он другой, не такой, как остальные. У него есть свои особенности.

8. Помните про возраст ребенка. Если от двухлетнего ребенка требовать того, к чему способен лишь пятилетний, он будет чувствовать свою беспомощность и неприязнь к тем, кто требует от него непосильного.

9. Уважайте своего (и чужого) ребенка. Нельзя говорить ребенку: «Как можно быть таким балбесом (ротозеем, хвастуном, болтуном, лгуном)?», «У тебя голова или кочан капусты?», «Ты намусорил хуже свиньи» и прочее в том же духе. Все мы помним поговорку про человека, который в свое время захрюкал.

10. Старайтесь избегать вынуждения ребенка к слепому послушанию. Лучше всего ребенка заранее предупредить о том, что вы собираетесь от него потребовать. Например: «Ты знаешь, нам придется пойти вместе за хлебом - минут через 10». Пусть у него будет немного времени по сопротивляться и поворчать, если ему хочется. Свобода выражения чувств оставляет его с сознанием, что с ним считаются. Это гораздо лучше приказа по типу казарменного: «Быстро собирайся! Пойдем в магазин», «Вставай, я кому сказала!».

Ребенок - не робот, а человек, и притом очень ранимый, с хрупким внутренним устройством. Если он постоянно имеет свободу выбора в разумных пределах, растет в атмосфере уважения к его личности, он станет впоследствии человеком с развитым чувством достоинства, самоуважения и те же качества будет ценить в других людях. В таком же духе станет растить своих собственных детей.

Есть старинная мудрость: «Прежде чем сказать - посчитай до десяти. Прежде чем обидеть - посчитай до ста. Прежде чем ударить - посчитай до тысячи».

Учитесь владеть собой!

 

При подготовке статьи использовались материалы сайтов:

1. http://nasiliestop.tom.ru

2. http://www.vetkaivi.ru

3. http://www.rubstein.ru

4. http://letidor.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

Февраль 2018 года

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28

Горячая линия

visitka

Телефон доверия

Авторизация