Главное меню

Портал государственных и 
муниципальных услуг Вологодской области

Как зарегистрироваться на ЕПГУ

Список госуслуг, предоставляемых через ЕПГУ

Портал правовой информации

Персональные данные. Дети

Социально-психологическое тестирование обучающихся

Уполномоченный при Губернаторе области по правам ребенка

Смирнова

Ольга Александровна

Почтовый адрес: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 2

Адрес нахождения: г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 20

Адрес электронной почты: SPR@gov35.ru

Телефоны: 8(8172) 23-00-30 (добавочный (специалистов) 7731, 7735, (уполномоченного при Губернаторе области по правам ребенка) 7730)

Факс: 23-00-30 добавочный 0

запись по телефону  (8172)53-03-70

Ребёнок боится какать. Как быть?

Перетягина Альбина Александровна,

 педагог-психолог

 

«Психологический запор» у детей

psyzap 1С этой проблемой в той или иной степени сталкиваются все родители. Ведь такое явление, как физиологический запор, бывает практически у всех хоть раз в  жизни. А результатом запора «обыкновенного» может стать запор психологический, т.е. ребенок начинает бояться какать.

Почему появляется психологический запор у детей?

В результате проблем с пищеварением и неправильного питания детки часто страдают запором, их кал становится очень твердым и процесс дефекации нередко проходит болезненно. Ребенок боится, что в следующий раз тоже будет больно, от этого зажимается, терпит до последнего, может даже обкакаться. В итоге это снова провоцирует запор у ребенка, и опять боль. Замкнутый круг. У некоторых детей такой страх не выражен и проходит сам собой постепенно, а для других детей  становится настоящей проблемой на долгое время.

Психологический запор у ребенка может случиться в различном возрасте, но чаще всего данное явление педиатры встречают у детей от 2 до 4 лет.

Ребенок боится какать только потому, что не понимает, почему ему больно — это основная причина возникновения психологического запора у детей.

Психосоматические причины запора:

  1. Привычка удерживать в себе негативные эмоции, страхи, подозрения, упрямство.
  2. Стрессы, перевозбуждение.
  3. Неумение и нежелание отпустить прошлое (сильные эмоциональные переживания).
  4. Избыток накопленных чувств и переживаний, с которыми не может справиться ребенок.
  5. Нежелание взять на себя ответственность (у детей школьного возраста).

Что может сделать родитель, если ребенок боится какать?

С «психологическим» запором справиться можно благодаря внимательному и чуткому отношению со стороны родителей.

  1. Устраняем ассоциацию "больно". Для начала необходимо исключить дисбактериоз. Когда становится ясно, что запор у ребенка имеет психологические причины, важно нормализовать питание. Стоит включить в ежедневный рацион больше тех овощей и фруктов, которые способствуют профилактике запоров. Главная задача – нормализовать физиологию, для того чтобы избежать повторных болей, это первый шаг. Продолжайте ставить слабительные средства (по рекомендации врача). Когда даете фрукты или ставите свечу, обязательно говорите, что это лекарство, от которого ходить на горшок становится не больно и что ему уже никогда не будет больно, он уже вылечился.
  2. Не акцентируем внимание.  Очень часто родители из благих побуждений усугубляют проблему своей излишней озабоченностью. «Горшечный» вопрос становится для них актуальнее всего и вся. Как это выглядит со стороны: мама приходит домой с работы: «Привет, как дела? Ты покакал?» Фиксация на проблеме всегда ее усугубляет! Для ребенка это может стать способом привлечения внимания к себе. Или у ребенка, помимо страха покакать, появляется страх расстроить маму… Родителям необходимо меньше акцентировать внимание на горшке и непосредственно на процессе дефекации.  Вывод: не спрашивайте ребенка, хочет ли он в туалет постоянно, а лучше не спрашивайте вообще. Даже если ребенок хочет какать, он  все равно скажет «нет», ведь он боится это делать. Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка ходить в туалет насильно, в этом случае задержка стула может стать формой протеста.
  3. psyzap 2Играем. Есть хороший способ снять такой страх: проигрывайте в сюжетно-ролевой игре «горшечную тему». Игры могут помочь настроить малыша на героический поступок: проигрывайте с любимыми игрушками похожие ситуации. Пусть любимая игрушка ребенка будет бояться покакать, а вы вместе с малышом ей поможете. В игре дети все гораздо лучше усваивают. Ребенок наверняка и сам захочет стать для своих игрушек воспитателем, когда увидит, что любимый зайчишка отказывается играть из-за плохого самочувствия. А зайка пусть объяснит, что у него болит животик из-за того, что он боится сесть на горшочек и покакать, так как ему больно. «Воспитатель» придумывает зайке новый рацион питания и полезные упражнения (и это нужно сделать родителям на самом деле), которые помогут перебороть страх и не больно сходить на горшок. Взрослые должны внимательно прислушиваться, о чем хочет поведать в своей игре ребенок. Вообще, скорее всего, ребенку очень понравится играть «в запор» у игрушек, ведь его эта тема очень волнует. Он может по десять раз проигрывать один и тот же сюжет – это нормально. Ведь мы, взрослые, делаем точно так же, только у себя в голове. Мы прокручиваем беспокоящую нас ситуации раз за разом, пытаясь найти из нее выход. Ребенок просто не может делать это же без зрительного подкрепления. Возможно проигрывая свою историю ребенок сам даст вам подсказку, как ему помочь.
  4. psyzap 3Устраняем ассоциацию "обидно, я - плохой". Не надо ругать ребенка за то, что он терпит и не садится на горшок и за то, что не дошел до горшка.Важно спокойно реагировать на промахи ребенка. Не ругать, не причитать, просто менять белье, и все.  Молча устраняйте последствия, подмывайте ребенка спокойно. Это нужно, чтобы у ребенка, помимо страха боли не появился страх быть наказанным, расстроить родителей. Обязательно предупредите и воспитателей об этом! Здесь вам нужно взаимодействовать сообща! 
  5. Заменяем ассоциацию на положительную. При первом шаге в сторону горшка поощряйте чем-нибудь хорошим. Нужно хвалить, уговаривать,  можно применить пищевое поощрение (витаминки, конфетки, соки, все, что любит малыш). Попытался посидеть на горшке хоть 2 секунды - поощряем, и говорим за что. На первых этапах можно даже поощрять взгляд в сторону горшка. "Молодец, уже посмотрел на горшок". Не стоит оставлять ребенка одного, когда он вершит великие дела, но и заострять внимание на происходящем не надо. Лучше малыша в этот момент отвлечь игрой, загадкой, чтением.
  6. Объясняйте ребенку физиологию пищеварения на понятным ему языке. Это может быть книжка про строение тела для детей, может быть сказка или игра. Можно придумать и рассказать сказку на данную тему. В дальнейшем напоминать ребенку: «А помнишь, как в сказке…»
  7. Формируем уверенность в себе. В этот раз не получилось, получится в следующий. Также с помощью сказок и историй. "Ничего, научишься. Тучка тоже сначала не могла донести до полянки дождик, но научилась в своё время".  Т.е. не читать ему нотации, не зудеть над ухом, а приводить пример удачного решения проблемы.
  8. Эмоциональный контакт ребенка с родителями и близкими. Больше внимания своим детям. Как можно чаще хвалите, поощряйте, играйте с ребенком.  Следует уменьшить умственную нагрузку и контроль за ребенком. Не подавляйте своим авторитетом. Дайте ему больше свободы действий, проявление инициативы. Хвалите чаще ребенка за самостоятельность, не только в том, что он сам сходил «по-большому», но и в других видах деятельности.
  9. Дайте возможность выплескивать эмоции (радость, грусть, агрессию в допустимой форме) в игре  и в общении, поговорите о его страхах. Ведь запоры – это еще и следствие сдерживания эмоций внутри себя, когда ребенка подавляют взрослые и не дают их выражать.

Помните, что в этой проблеме нет ничего страшного и постыдного! Главное не вешать нос, выполнять рекомендации, описанные выше, и психологический запор у ребенка будет побежден!

 

Сказка для детей.

Жила-была на свете Кака-Бука.

Ты спросишь, почему же ее звали Букой? Да потому, что Кака очень часто обижалась, а когда она обижалась, то начинала вредничать.
И жила она не где-нибудь, а в нашей Попе, а в каждой Попе есть дверца. А чтобы из Попы выйти в горшочек нужно в дверцу постучать, и тогда она откроется. Стучится Кака головой, чтобы, как только дверь открылась, сразу выскочить. Но если дверь долго не открывается (занята другими делами, например), то Кака-Бука обижается и ложится поперек двери, чтобы первой выскочить.

А ведь в Попе каждый день появляется новая Кака. А если Кака-Бука не выходит, мешается, то они начинают ссориться. А когда они ссорятся - Попе становится неприятно, даже больно. Новые Каки каждые день собираются, встают в очередь, толкаются. А Кака-Бука уже из вредности выходить не хочет в открытую давно дверцу - обиделась.

Но когда, наконец Новых Как становится много, они выталкивают Каку-Буку наружу. Но, ой как больно от этого нашей Попе! Да, как же может быть не больно, если в маленькую дверку сразу столько народу проталкивается?!

Ну, уж нет, решила Попа, больше не буду Каку-Буку обижать, буду ей сразу дверку открывать в горшочек.

Каку-Буку не надо обижать,
Каку-Буку надо уважать!
Надо нашей Каке дверцу открывать!
Будет наша Кака в горшочек попадать.
Будем нашей Попе вместе помогать!

 

При подготовке статьи использовались материалы сайтов:

 

[ссылка 1]

[ссылка 2]

 

 

 

 

 

 

 

 

Август 2018 года

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Горячая линия

visitka

Телефон доверия

Авторизация