Главное меню

Портал государственных и 
муниципальных услуг Вологодской области

Как зарегистрироваться на ЕПГУ

Список госуслуг, предоставляемых через ЕПГУ

Портал правовой информации

Персональные данные. Дети

Социально-психологическое тестирование обучающихся

Уполномоченный при Губернаторе области по правам ребенка

Смирнова

Ольга Александровна

Почтовый адрес: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 2

Адрес нахождения: г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 20

Адрес электронной почты: SPR@gov35.ru

Телефоны: 8(8172) 23-00-30 (добавочный (специалистов) 7731, 7735, (уполномоченного при Губернаторе области по правам ребенка) 7730)

Факс: 23-00-30 добавочный 0

запись по телефону  (8172)53-03-70

Компьютер и компьютерные игры в развитии ребенка

Носкова Светлана Александровна, 

педагог-психолог

 

В наше время уже никого не удивишь тем, что пятилетний малыш просится за компьютер, а не на улицу побегать с друзьями: поиграть в прятки или салки. Прогресс не стоит на месте и это касается и развития наших детей и проведения их досуга в частности. Наши дети много времени уделяют компьютеру, а особенно компьютерным играм.

Каждый из родителей задает себе подобные вопросы: «Опасен ли компьютер моему малышу?», «Сколько времени в день детям можно тратить на компьютерные игры?», «Мешает ли компьютер нормальному развитию моего ребенка?».

Споры вокруг детских компьютерных игр не утихают уже много лет. Сторонники говорят о развивающих качествах игр, противники – о вреде для психики, об «игромании», и каждый из них по-своему прав. Разрешение этого спора кроется в афоризме древнего лекаря Парацельса: «Все есть лекарство, и все есть яд. Только доза делает вещество ядом или лекарством». Там, где дело касается компьютерных игр, все зависит от выбора игры и от места, которое игра занимает в жизни человека.

Сегодня существует множество увлекательных развивающих игровых программ, которые учитывают возраст, индивидуальные возможности и склонности ребенка, способствуют формированию у него абстрактного мышления.

Но современные игры могут быть и опасными, травмирующими для детей, содержать сцены насилия и жестокости. Как оградить от таких игр детей, как не ошибиться в выборе игр?

Существует три типа компьютерных игр для детей:

  • Развивающие игры
  • Обучающие (познавательные) игры
  • Развлекательные игры

Внимание, все негативные мнения о компьютерных играх относятся, прежде всего, к развлекательным играм. И именно их и нужно ребенку использовать в меру. Родители должны знать, во что играют их дети.

В каком же возрасте можно начинать знакомство ребенка с компьютером?

Многие родители усаживают своё чадо за компьютер уже в 2-3 года. Психологи не рекомендуют этого делать. В этом возрасте ведущий вид деятельности – игры с предметами. Ребёнок узнаёт их назначение, учится действовать с ними. Психологи рекомендуют «знакомить» ребенка с компьютером не раньше 4 лет.

Все детские игры, браузерные или купленные на дисках, можно разделить на статические и динамические. Основное их различие – это требование постоянного слежения за ходом игры, событиями, произошедшими с героями, и реакцией игрока.

Начать освоение компьютера желательно именно со статических игр, чтобы научить малыша пользоваться кнопками клавиатуры, мышью или сенсорным экраном. В 3-4 года можно поручить малышу простую цветную и яркую игру с изображениями животных и их звуками, где нужно кликать на картинки животного, который издал звуки. Можно дать малышу задание на логику – собрать фигуры по цветам,  но они должны быть понятными и крупными.

Компьютерные игры могут научить малыша таким знаниям как алфавит, счет, логическое мышление и помогут развить фантазию. Если малыш уже хорошо читает, хорошо разговаривает, то он может раскрашивать раскраски на компьютере, играть в пазлы.

Существуют такие компьютерные игры, которые обязательно пойдут на пользу вашему ребенку, например такие как: "Планета чисел для малышей" - игра предназначена для детей от 3 до 7 лет. Игра учит находить отличия, различать цвета и формы, счету и такому понятию, как "больше-меньше".

"Волшебные игрушки"- игра для детей от 3 до 6 лет. Опять же развивающая игра. Содержит пазлы, лабиринты, логические задачи, такие, как "отличить звуки животных" или "найти вторую половинку зверюшки". Также есть игра на память. Можно собирать пазлы, играть на музыкальных инструментах, проходить лабиринты на машинках.

"Искатель" - учит рассортировывать предметы по различным признакам, также находить предмет на экране, развивает воображение. "Незнайкина грамота"- немного географии, немного математики, немного сказок и все в игровой форме.

Для детей школьного возраста  выделяются несколько типов игр, отличающихся по сценарной задумке, сюжетной линии и степени участия игрока:

  • спортивные игры относятся к динамичным, это обычно симуляторы каких-либо видов спорта – футбола, баскетбола, тенниса. В этих играх ребенок выступает в роли одного игрока или управляет целой командой. Суть игры – привести команду к победе. Конечно, для формирования боевого духа игры хороши, но психологи и педагоги не рекомендуют подмену реального спорта виртуальным. Футбол и другие виды спорта должны быть не на экране, а во дворе с ровесниками.
  • головоломки – это статичные игры, хотя могут быть и достаточно динамичными. Дети обычно не очень любят подобные игры, они скучны, и в них мало яркости. Эти игры полезны для будущих математиков, историков и философов.
  • стрелялки – очень динамичные игры, где предполагается стрельба по мишеням, объектам и перестрелки с противником. Эти игры детям, особенно мальчишкам, нравятся больше всего. Ведь они пробуждают в них мужское начало. Но именно эти игры психологи менее всего одобряют из-за агрессии, выброса адреналина и порождения насилия и жестокости. Дети еще не умеют переключаться из виртуальной реальности в настоящий мир, и могут считать проявления насилия в реальности – нормой. Кроме того, у них не развито понятие смерти, они могут считать, что реального противника можно «убить понарошку», у него есть «запасная жизнь». Старайтесь избегать подобных игр, особенно с кровавыми сценами, насилием и убийствами.
  • игры-симуляторы позволяют малышу научиться делать в виртуальном мире какие-либо «взрослые» действия – водить машину, набирать текст, одевать малыша, готовить или наводить порядок в доме. Игры будут полезны и девочкам, и мальчикам, начиная с 3-х лет, главное, чтобы они совпадали с их интересами.
  • обучающие игры – обучение в игровой форме языку, своему и иностранному, чтению, письму, логике и т.д. Очень полезные для детей игры, но обычно быстро им надоедают.
  • приключения и стратегии подходят для детей от 6-7 лет. Они подразумевают развитие сценариев во многих направлениях, с разными результатами в итоге, требуют сосредоточенности, усидчивости и терпения. Самое главное в выборе таких игр – сценарий, не содержащий насилия, страшных сцен. Кроме того, родителям рекомендуется контролировать время, проведенное ребёнком за такой игрой.

О чем следует помнить родителям

По многочисленным исследованиям ученых, рациональное использование компьютера в вопросах воспитания и развлечения детей все-таки полезно. Однако какие бы игры вы ни выбрали для ребенка, длительное нахождение у монитора в статичной позе утомляет, глаза устают и нервная система перевозбуждается. Это сказывается на поведении и сне ребенка. Поэтому необходимо сделать из компьютерных игр дозированное развлечение, можно применять их как меры поощрения, если ребенок хорошо себя ведет или помогает. Но не делайте их камнем преткновения в вопросах общения и воспитания.

Детям  3-4 лет – не более 15 минут до двух раз в день, детям до 6 лет – до получаса дважды в день, детям школьного возраста – не более 40 минут сеанса (не более двух раз в день). Иначе избыток эмоций вызовет перевозбуждение, а мерцание экрана, не видное глазу, но чувствительное для мозга, будет формировать переутомление и даже снижение зрения и внимания.

Если у компьютера есть доступ в Сеть, обязательно настройте родительский контроль и фильтр сайтов, а лучше сами контролируйте игры ребенка и его общение по Интернету.

Если ребёнок устраивает истерики и кричит в связи с недопущением его к компьютеру, это уже своего рода зависимость. В этом случае на компьютерные игры нужно наложить «вето»,  хотя бы на некоторое время. Детям, быстро привыкающим к компьютерной игре, противопоказаны компьютерные игры - «стрелялки», а также те компьютерные игры, где дети проходят различные уровни сложности.

Компьютер, также как и телевизор, иногда используется родителями, как способ занять ребенка на какое-то время, чтобы он «не мешал» родителям. Одно из последствий – одиночество. Кроме того, если говорить об играх, то в игре каждый выживает, как может, каждый сам за себя. Такая модель поведения переносится в жизнь. Отсюда – цинизм и эгоизм, изолированность.

У детей, которые много времени проводят за компьютером, меняется картина мира. Кроме того, что мир начинает видеться им более агрессивным и жестоким, некоторые дети вообще начинают его воспринимать через экран компьютера. Проводилось специальное психологическое исследование, «Рисунок всего мира». Дети, не отнесенные к группе компьютерозависимых, рисовали обычные рисунки: деревья, дома, людей, планету. На рисунках детей из группы любителей компьютерных игр прослеживалась явная тенденция: на рисунках видны были признаки повышенной тревожности, агрессии, часто присутствовали трупы, оружие, кровь. У некоторых мир был нарисован в мониторе компьютера.

Если раньше у ребенка (здесь речь идет скорее о детях постарше, начиная с младших подростков и далее) были трудности в общении, сохранялась возможность, что он будет предпринимать шаги для изменения себя, совершенствования стиля общения. Сейчас таких шансов меньше – вместо усилий можно с головой уйти в компьютер, это легче. Здесь можно говорить уже не только об играх, но и об Интернете. Тем более при общении в сети сохраняется анонимность, а значит соблюдать социальные нормы не обязательно: можно оскорблять, грубить, и т.д..

Кроме того, сидение за компьютером сверх необходимого – это потеря драгоценнейших минут и часов детства, того времени, которого больше никогда не будет и которое нельзя тратить на виртуальную (а не настоящую) жизнь.

Родители должны серьезно подходить к выбору детских компьютерных программ, чтобы в информационное пространство не проникли "культиваторы" агрессивного поведения ребенка. Речь идет о распространенных сегодня компьютерных играх "активного действия", всякого рода "бегалках" и "стрелялках". Они таят тройную опасность.

Во-первых, вырабатывают у ребенка привычку к бездумным развлечениям и легкости в достижении цели, отучая от терпения и ослабляя силу воли, столь необходимых для серьезных интеллектуальных занятий. Уже имеется печальный опыт: после пары лет активных занятий такими играми дети не могут связать и двух слов, рассказывая даже о любимой игре, ограничиваются возгласами и междометиями типа "бац", "ты-ды-ды" и тому подобными. Они охотно и легко ориентируются в компьютерной терминологии, быстро отвечают на тестовые и учебные задания, но, увы, в большинстве случаев не дают правильных решений. У ребенка формируется быстрота реакции, но он теряет способность сосредоточиваться, что необходимо для успешного выполнения учебных задач.

Вторая опасность - отчуждение ребенка от живой природы, от сверстников и родителей, которых якобы может заменить мощный, оборудованный современными мультимедиа компьютер. Так ли это? Действительно ли компьютер может заменить общение с другими людьми и живыми существами?

Отсюда третья, может быть, самая главная опасность бездушных развлекательных игр, допускающих жестокость со стороны игрока. Моделируя действия ребенка по отражению ударов, компьютер формирует у него агрессивность мышления.

Многообразие возможностей для обучения, формирования правильных поведенческих факторов, развития ребёнка, которое дают компьютерные игры, бесценно и незаменимо в современном мире.


Дорогие родители, помните, что компьютер не должен заменять родительское внимание и заботу!

 

 

 

 

 

 

 

 

Май 2018 года

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31

Горячая линия

visitka

Телефон доверия

Авторизация