Главное меню

Портал государственных и 
муниципальных услуг Вологодской области

Как зарегистрироваться на ЕПГУ

Список госуслуг, предоставляемых через ЕПГУ

Портал правовой информации

Персональные данные. Дети

Социально-психологическое тестирование обучающихся

Уполномоченный при Губернаторе области по правам ребенка

Смирнова

Ольга Александровна

Почтовый адрес: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 2

Адрес нахождения: г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 20

Адрес электронной почты: SPR@gov35.ru

Телефоны: 8(8172) 23-00-30 (добавочный (специалистов) 7731, 7735, (уполномоченного при Губернаторе области по правам ребенка) 7730)

Факс: 23-00-30 добавочный 0

Застенчивый ребенок и как ему помочь

Носкова Светлана Александровна, 

педагог-психолог

 

Почему одни дети общительные, смелые, а другие - стеснительные, робкие, нерешительные?

Отвечая на этот вопрос,  необходимо помнить, что природа создала каждого человека уникальным.  Любой ребенок от рождения имеет свои достоинства и недостатки, которые друг друга взаимно компенсируют. Не бывает как полностью положительных, идеальных детей, так и состоящих только из одних недостатков.

Кроме того, одно и тоже качество в одних ситуациях может рассматриваться как достоинство, а в других - как недостаток.

Например, ту же самую стеснительность в определенных ситуациях можно расценить как скромность и вежливость. К тому же, застенчивые дети обладают массой достоинств: большим творческим потенциалом, наблюдательностью, исполнительностью, повышенным чувством ответственности. Задача родителей - помочь детям раскрыть их таланты.

Застенчивость может быть временной (проявляется только в незнакомой компании, в непривычной обстановке, а потом со временем проходит). Но бывает, что застенчивость становится чертой характера, постоянным качеством человека.

Стеснительность, тревожность, застенчивость, нерешительность - все эти качества личности определяются одним общим свойством темперамента - сдержанностью и в большинстве случае связаны с низкой самооценкой.
Стеснительные, сдержанные дети проявляют свой темперамент с первого дня после рождения, реагируя на все новое с осторожностью и нерешительностью. Такие дети склонны отступать или раздражаться при встрече с незнакомыми явлениями, пугаться незнакомых, искать убежища у матери.

На формирование повышенной тревожности и застенчивости, помимо природой заданного темперамента, могут влиять также следующие факторы:

- ранняя и потому болезненная разлука с матерью, которая является причиной излишней чувствительности и зависимости ребенка от эмоционального состояния окружающих людей, что, в свою очередь, формирует у него застенчивость и неуверенность;

- излишняя принципиальность и строгость родителей, зависимость проявлений внимания и любви от того, насколько оправдываются ожидания отца и матери;

- завышенные требования и ожидания по отношению к ребенку, которые часто являются причиной его проблем во взрослой жизни.

Родителям очень важно правильно воспитывать застенчивого ребенка, чтобы не усугубить его стеснительность, а наоборот сгладить ее. Вырастет ваш малыш нелюдимым и нервным или спокойным и наблюдательным во многом зависит от вас.

При воспитании ребенка необходимо придерживаться

следующих правил:

  1. Постоянно укреплять у ребенка уверенность в себе, в собственных силах («у тебя получится, ты ведь такой умный, я в тебя верю»).
  2. Повышать  уровень самооценки: меньше ругать за неудачи, не критиковать при чужих людях, не сравнивать с другими детьми.
  3. Не стоит постоянно показывать ребенку, что Вы о нем беспокоитесь, но не стремиться оберегать его от всевозможных опасностей, чаще всего придуманных  Вами.
    1. Предоставить ребенку больше свободы (в разумных пределах). Например, ребенок может сам решить, какой кружок, секцию он будет посещать, какую одежду одевать.
    2. Не стараться все делать за ребенка, даже если он еще мал. Ведь и трехлетний карапуз в состоянии принести себе из другой комнаты игрушку, одеть носки и т.д.
    3. Расширять круг знакомств, чаще брать ребенка в гости, посещать новые места, приглашать гостей к себе домой.
    4. Помочь найти ребенку то, в чем он превосходит сверстников.
    5. Помочь найти друга, который защищал бы и поддерживал его уверенность в себе, а для этого поощрять его игры со сверстниками.
    6. Заранее обыграть ситуации, при которых ребенок особенно стесняется.

Родителям важно предоставить ребенку определенную свободу, возможность самому принимать решения и решать проблемы. Но не менее важно не бросать его наедине с трудностями,  к которым он пока не готов.

 

Игры и упражнения, которые могут пригодиться

Разыгрывание ситуаций

Для разыгрывания и обсуждения можно предложить наиболее сложные для ребенка ситуации:

  1. Ты пришел в новую группу детского сада, познакомься с детьми...
  2. Ты пошел в магазин...
  3. Дети играют во дворе, тебе тоже хочется играть с ними; что нужно делать...
  4. Пришли гости, покажи им свою комнату, игрушки...

Игра "Торт" (с 4-х лет)

Положите ребенка на коврик, вокруг него другие дети или родственники. Ведущий: "Сейчас мы из тебя будем делать торт". Один участник — мука. Другой — сахар, третий - молоко и т.д. Ведущий – повар, сейчас он приготовит великолепное блюдо. Сначала надо замесить тесто. Нужна мука – "мука" руками "посыпает" тело лежащего, слегка массируя его. Теперь нужен сахар – он "посыпает" тело, осторожно дотрагиваясь, потом молоко "разливается" руками по телу и т.д. Когда все положено, повар хорошенько "размешивает" (массирует) тесто, кладет в печь, тесто там поднимается (ровно, спокойно дышит, все "составляющие" тоже дышат). Наконец тесто испеклось. Чтобы торт был красивый, надо его украсить кремовыми цветами. Все участники, прикасаясь к торту, дарят ему «цветочек», описывая его. Торт очень красив!

Игра "Зеркало"

В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или с несколькими детьми. Ребенок смотрится в "зеркало", которое повторяет все его движения, жесты, мимику. "Зеркалом" может быть родитель или другой ребенок. Можно изображать не себя, а кого-нибудь другого. "Зеркало" должно отгадать, потом поменяйтесь ролями. Игра помогает ребенку открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно. Можно играть и в другие игры, главное, чтобы ребенок успешно справлялся с заданиями и учился достойно проигрывать.

Уважаемые родители, помните: опыт неудач и поражений приземляет, опыт побед и успехов окрыляет. Помогите вашему робкому малышу расправить свои нежные крылышки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Февраль 2018 года

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28

Горячая линия

visitka

Телефон доверия

Авторизация