Главное меню

Портал государственных и 
муниципальных услуг Вологодской области

Как зарегистрироваться на ЕПГУ

Список госуслуг, предоставляемых через ЕПГУ

Портал правовой информации

Персональные данные. Дети

Социально-психологическое тестирование обучающихся

Уполномоченный при Губернаторе области по правам ребенка

Смирнова

Ольга Александровна

Почтовый адрес: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 2

Адрес нахождения: г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 20

Адрес электронной почты: SPR@gov35.ru

Телефоны: 8(8172) 23-00-30 (добавочный (специалистов) 7731, 7735, (уполномоченного при Губернаторе области по правам ребенка) 7730)

Факс: 23-00-30 добавочный 0

Травля в детской среде

Бобкова Наталия Вячеславовна,

педагог-психолог

 

Согласно исследованиям, многие люди в детстве хотя бы раз становились жертвами травли (буллинга) и были психологически травмированы ситуацией. При этом одни предпочитали отмалчиваться и замыкаться,  другие  —  обращались за помощью, но в большинстве случаев слышали от взрослых: «сам разбирайся, учись налаживать отношения». Ни первый, ни второй вариант нельзя назвать приемлемыми, поэтому попробуем разобраться в проблеме и поищем пути решения.

Как только детская группа назначила «козла отпущения» и сложилась патологическая динамика, она становится устойчивой. Распробовав вкус насилия, детский коллектив не в силах остановиться. И если дети предоставлены сами себе, дело может зайти очень далеко.

 

Часто  реакция на травлю также бывает агрессивной. Сами взрослые советуют ребенку «дать сдачи», или пытаются напугать, а то и физически воздействовать на обидчиков. Это помогает, но только «здесь и сейчас». По сути, проблема остается нерешенной и ещё более усугубляется. Ведь часто ребенок, давший сдачи, сам оказывается виноват, а то и покалечен.

Чего не следует делать

В большинстве случаев травлю можно прекратить. Главное, не усугублять ситуацию. Итак, чего не следует делать?

Во-первых, никогда нельзя ждать, что травля прекратится сама. Ни в коем случае нельзя игнорировать случившееся с ребёнком и пускать всё на самотёк.

Во-вторых, не надо оправдывать травлю, говоря, например, «он и правда не такой, как все», или «сейчас дети пошли очень жестокие». Травля, от которой страдает сегодня конкретный ребенок,  должна быть прекращена. Это вопрос морали и прав человека.

В-третьих, нельзя считать, что травля — это проблема  лишь того, по отношению к кому она осуществляется. Разрешить ситуацию «разговорами по душам» и «индивидуальной работой психолога» с жертвой ли, с агрессорами ли, невозможно. Ведь буллинг — болезнь группы, от которой страдают, в конечном счете, все члены этой группы. И жертва, получившая опыт унижения, отвержения и незащищенности. И свидетели, которые стояли в стороне, делая вид, что ничего особенного не происходит. В это самое время они получали опыт бессилия перед властью толпы и стыда за собственное малодушие.

Чувство безнаказанности и иллюзия правоты у преследователей приводят не только к огрублению чувств  —  они лишают возможности в будущем иметь тонкие и душевные отношения с кем-либо. Травля — это проблема всей группы вместе взятой.

В-четвертых, нельзя считать травлю проблемой личности.  Жертвой буллинга может стать каждый. Не важно, что именно: очки, веснушки, вес, успеваемость, национальная или религиозная принадлежность, или финансовое положение семьи — все может быть поводом для травли.

Бесполезно давить на жалость. Это пятое «не», которое стоит усвоить взрослым. Попытки объяснить агрессорам, что жертве плохо, призыв проявить сочувствие лишь укрепляют последних в позиции сильного. К тому же это еще более унижает жертву, демонстрируя ее беспомощность.

Наконец, последнее. Когда взрослый предлагает ребенку, ставшему жертвой травли «подумать, в чем сам виноват» — это равно призыву к капитуляции. Когда предлагает «дать сдачи, чтобы неповадно было», то, как минимум, предлагает пренебречь собственной безопасностью. Бывает, что старшие призывают вообще отречься от собственных чувств («не обращай внимания!»), научиться скрывать за маской равнодушия свои внутренние переживания. Но и в первом, и во втором, и в третьем случае, взрослый, по сути, солидаризируется с травлей как с явлением и оставляет ребенка с ней один на один.

Необходимо бороться не с конкретными глупыми детьми, которые ведут себя агрессивно, а с травлей как насилием, болезнью группы. Нужно бороться с правилами игры, по которым «сильный имеет право бить слабого».

Не всегда ребенок, отвергаемый в школе, рассказывает о своих проблемах родителям, особенно если это ребенок-подросток. Как же понять, что ребенку плохо в классе?

Обратите внимание, если:

  • сын или дочь неохотно идет в школу и рад любой возможности не ходить туда;
  • возвращается из школы подавленный;
  • часто плачет без видимой причины, стал обидчивый и раздражительный;
  • никогда никого не упоминает из одноклассников, испытывает напряжение и страх при появлении ровесников;
  • не знает, кому позвонить, чтобы узнать уроки;
  • одинок.

Но самый главный и трудноразрешимый вопрос: как избежать травли  и что делать, если ситуация критическая?

Советы родителям

  1. Следует ненавязчиво расспрашивать ребёнка, быть в курсе его дел и, как говорится, «держать руку на пульсе». Хорошо, если осведомленность родителей не только во внешней сфере, но и во внутренней жизни ребенка станет для него привычной с малых лет.
  2. Необходимо обеспечить ребенку все, что позволит ему соответствовать общим школьным требованиям: не пытаться выделять своего ребёнка среди одноклассников   «элитностью»  одежды и особой гламурностью;  не настраивать  ребёнка  против  школьных мероприятий, даже если они кажутся вам ненужными.
  3. Если ребенок стал жертвой травли, предложите ему изменить тактику поведения. Если на стандартные обстоятельства он отреагирует неожиданным образом, то сумеет поставить своих преследователей в тупик. Например, можно научить ребенка вместо того, чтобы начинать плакать или  бить всех подряд, посмотреть в глаза обидчикам и спокойно спросить: «Ну и что?»
  4. Постарайтесь обеспечить ребенку общение с одноклассниками (другими детьми) вне школы, приглашайте в гости, устраивайте праздники.

Если ситуация зашла слишком далеко, например ребенка постоянно избивают или унижают - стоит незамедлительно перевести ребенка в другую школу.

Эта тема очень волнующая, и родителям надо постоянно присматриваться к своим детям, чтобы уловить самые первые признаки — либо нападающего, либо жертвы. И прекращать любое из этих явлений.

 

При подготовке статьи использованы следующие источники:

http://ru.wikipedia.org

Порталы «ПСИ-ФАКТОР», «Ветка ивы»

Кравцова М. М. «Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой». – Генезис, 2005г.

Кривцова С.В. «Буллинг в школе  VS  сплоченность неравнодушных». – Москва, 2011г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Февраль 2018 года

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28

Горячая линия

visitka

Телефон доверия

Авторизация