Главное меню

Портал государственных и 
муниципальных услуг Вологодской области

Как зарегистрироваться на ЕПГУ

Список госуслуг, предоставляемых через ЕПГУ

Портал правовой информации

Персональные данные. Дети

Социально-психологическое тестирование обучающихся

Уполномоченный при Губернаторе области по правам ребенка

Смирнова

Ольга Александровна

Почтовый адрес: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 2

Адрес нахождения: г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 20

Адрес электронной почты: SPR@gov35.ru

Телефоны: 8(8172) 23-00-30 (добавочный (специалистов) 7731, 7735, (уполномоченного при Губернаторе области по правам ребенка) 7730)

Факс: 23-00-30 добавочный 0

Защита персональных данных

запись по телефону  (8172)53-03-70

Если у вас в семье особенный ребёнок…

Беляева В.А.,

педагог-психолог

 

Никому не хочется иметь ребенка с физическими или иными недостатками. Все ждут, что малыш будет здоровым, красивым и умным, что он добьется успехов в обществе и станет опорой. Ничего удивительного нет в том, что, ожидая ребенка, родители волнуются: каким он родится, и если он появляется на свет с нарушениями или больным, для них это глубокое потрясение.

Не секрет, что родители испытывают к такому малышу двоякие чувства: то они любят его так же, как могли бы любить здорового ребенка, то злятся на него, боятся и даже отвергают. Это и понятно: ребенок желанный и любимый, но его нарушения неожиданны, и родители это остро переживают.

Родители, узнав об инвалидности своего ребенка, реагируют похожим образом. Первая реакция – непринятие: «это не могло случиться со мной». Непринятие быстро сменяется злостью, которая может быть направлена на медицинских работников, которые рассказали вам об инвалидности ребенка. Злость может повлиять и на взаимоотношения между супругами, с дедушками и бабушками, с другими важными для семьи родственниками. Такое ощущение, что злость – сильнейшее чувство, через которое проходят все. Ее порождает чувство большого горя и огромной неожиданной потери, которое невозможно объяснить или побороть.

Страх – еще одна реакция. Люди больше боятся неизвестности, чем известности, точная информация о диагнозе и перспективах ребенка в будущем пугает меньше, чем неизвестность. В любом случае, однако, страх за будущее ребенка – это чувство, испытываемое всеми: «Каким будет ребенок в пять, двенадцать, двадцать один?», «Что с ним будет, когда я умру?». Потом возникают другие вопросы: «Он когда-нибудь выучится? Сможет он окончить колледж? Сможет ли он любить, жить, смеяться, делать все то, о чем мы мечтали?»

Другие вопросы без ответов порождают страх. Родители боятся, что состояние ребенка может быть самым худшим из возможных.

Далее следует вина, вина и беспокойство по поводу того, что они – родители – могли стать причиной инвалидности ребенка. Они думают: «Я сделал что-то не так? Я наказан за что-то? Я недостаточно следила за собой во время беременности? Следила ли моя жена за собой во время беременности?»

Иногда чувство вины может выражаться в религиозном аспекте в виде наказания или кары божьей. Часто родители плача спрашивают: «Почему я? Почему мой ребенок? Почему бог дал это мне?», как часто мы поднимаем глаза к небу и спрашиваем, что мы сделали, чтобы заслужить такое испытание.

Замешательство также характерно для этого периода. Оно происходит от того, что человек не до конца понимает, что происходит и что произойдет. Замешательство проявляется в бессоннице, неспособности принять решения, эмоциональной перегруженности, информация может казаться неясной и искаженной. Вы слышите слова, которых раньше нигде не слышали, термины, которые описывают то, что вы не понимаете. Вы пытаетесь понять и найти смысл в той информации, которую вы получаете. Часто родители и те, кто пытается донести информацию об инвалидности, ребенка говорят на разных языках.

Бессилие, невозможность изменить ситуацию очень сложно принять. Родители не могут изменить тот факт, что у их ребенка есть инвалидность, но им нужно чувствовать, что они могут справиться со своими жизненными проблемами. Очень трудно заставить себя прислушиваться и следовать рекомендациям, суждениям и мнениям других людей. Более того, эти другие люди – часто незнакомцы, с которыми пока не выстроены доверительные отношения.

Разочарование. Тот факт, что ребенок несовершенен, задевает Эго родителей и бросает вызов их системе ценностей. Это чувство вместе с представлениями о ребенке, которые были до того, могут привести к невозможности принять ребенка, как ценную, развивающуюся личность.

Непринятие. Непринятие может быть по отношению к ребенку, медикам, супругу. Одной из самых сильных форм неприятия, которая встречается редко, является тайное желание смерти ребенка. Такое чувство посещает родителей, находящихся в глубокой депрессии.

В такой период, когда столько разных чувств переполняют сердце родителей, сложно измерить, насколько сильно то или иное чувство. Не все родители проходят через именно такую последовательность ощущений. Но при всей сложности ситуации очень важно для родителей понимать те чувства и эмоции, которые они испытывают, понимать, что они не одни и могут предпринять конструктивные действия, поскольку существуют места, где можно найти помощь и поддержку.

 

Рекомендации  специалистов

 

  • Не бойтесь показать свои чувства.
  • Научитесь работать со своими чувствами горечи и злости.
  • Избегайте жалости к себе и  ребенку.
  • Не забывайте о себе.
  • Будьте реалистами. Понимайте, что есть вещи, которые мы можем изменить, а другие нет.
  • Уделяйте время для общения с ребенком.
  • Посмотрите на своего ребенка со стороны: какими талантами он обладает, в чем проявляется его задатки и будущие способности?
  • Задумайтесь, чем он отличается от ваших условных ожиданий, какой у него характер и темперамент?
  • Обязательно говорите ребенку, что любите его.
  • Остерегайтесь неосторожных фраз и выражений, относительно вашего ребенка.
  • Не допускайте даже малейших насмешек в отношении ребенка – он все воспринимает буквально.
  • Учите ребенка распознавать эмоции (радость, грусть, удивление, интерес, печаль, страх, злость, гнев, вину).
  • Демонстрируйте ребенку адекватное эмоциональное реагирование на различные жизненные ситуации (словами, жестами, мимикой).
  • Выражайте свои эмоции к ребенку словами с соответствующей интонацией «Ты меня радуешь»,  «Ты меня огорчаешь» и т.п.
  • Учите ребенка выражать свои эмоции словами, например «Я радуюсь», «Я злюсь».
  • Не «гасите» негативные эмоции ребенка, научите его выражать их адекватным способом.
  • Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми.
  • Помните, ваша излишняя опека вредит ребенку!
  • Позволяйте ребенку самостоятельно удовлетворять свои потребности.
  • Как можно чаще высказывайте ребенку свое одобрение, похвалу, эмоциональное принятие.
  • Старайтесь не делать мелочных замечаний.
  • При возникновении психологических проблем обязательно обращайтесь за помощью к психологу.

Литература

Ткачева В.В. Пути социальной адаптации семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.

Скринников А.В., Барсегян О.В., Кузнецова О.В. Взаимоотношения матери и ребенка: поддержка или зависимость? Практическое пособие для родителей детей-инвалидов. СПб.: Речь; СПб ГУ «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Выборгского района», 2010.

Солодянкина О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. — М.: АРКТИ, 2007. — 80 с. (Коррекционная педагогика)

Материалы для родителей: Воспитание ребенка с особыми потребностями /Из дайджеста Национального информационного центра для детей и молодежи с инвалидностью (National Information Center for Children and Youth with Disabilities, US Office of Special Education Programs), Вып. 3, 2003 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ноябрь 2018 года

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30

Горячая линия

visitka

Телефон доверия

Авторизация