Главное меню

Портал государственных и 
муниципальных услуг Вологодской области

Как зарегистрироваться на ЕПГУ

Список госуслуг, предоставляемых через ЕПГУ

Портал правовой информации

Персональные данные. Дети

Социально-психологическое тестирование обучающихся

Уполномоченный при Губернаторе области по правам ребенка

Смирнова

Ольга Александровна

Почтовый адрес: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 2

Адрес нахождения: г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 20

Адрес электронной почты: SPR@gov35.ru

Телефоны: 8(8172) 23-00-30 (добавочный (специалистов) 7731, 7735, (уполномоченного при Губернаторе области по правам ребенка) 7730)

Факс: 23-00-30 добавочный 0

запись по телефону  (8172)53-03-70

Речевая готовность ребёнка к школе

Сычева Елена Владимировна,

учитель-логопед

 

Готовность или неготовность ребёнка к началу школьного обучения определяется, в том числе, уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи ребёнку придётся усваивать всю систему знаний.

Устная речь является базой для овладения письменной речью. Чем лучше будет развита у ребёнка ко времени поступления в школу устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.

У современных дошкольников нередко наблюдается нерезко выраженное отставание в речевом развитии, которое обычно не привлекает особого внимания педагогов и родителей, но в дальнейшем может затруднить овладение чтением и письмом. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и успеть преодолеть их до начала школьного обучения.

Обязательной проверке подлежат следующие стороны речевого развития:

  1. Звукопроизношение.
  2. Умение различать звуки на слух (фонематический слух)
  3. Владение навыком звукового анализа слов.
  4. Состояние словарного запаса.
  5. Сформированность грамматических систем.
  6. Владение связной речью.

 

Звукопроизношение.

До начала школьного обучения ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Особенно должно настораживать наличие в речи звуковых замен ([к а л т а] вместо «карта» или [с у б а] вместо «шуба»). Такого рода дефекты обычно отражаются на письме.

 

Фонематический слух.

Фонематический слух – способность различать звуки, составляющие слово. Эта способность является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребёнок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Если некоторые звуки кажутся ребёнку одинаковыми, то он неизбежно будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв во время письма. Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы, что в некоторых случаях тормозит развитие речи. В дальнейшем развитие фонематического слуха необходимо для успешного обучения иностранным языкам.

 

Звуковой анализ слов.

Для записи любого слова ребёнок должен не только уметь отличать друг от друга все составляющие его звуки, но и отчётливо представлять себе их последовательность, т.е. должен владеть звуковым анализом слов. Простейшие формы такого анализа становятся доступны детям уже в дошкольном возрасте, и это является одним из важных свидетельств их готовности к обучению грамоте. Старшие дошкольники должны уметь называть первый и последний звуки слова, определять наличие звука и его место в слове, называть звуки по порядку в словах из 3-5 звуков типа «кот», «рука», «школа».

 

Словарный запас.

Объём словаря ребёнка 6-7 лет составляет не менее 2000 слов, при чём в нём должны быть представлены все основные части речи: существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, союзы. Должны присутствовать в словаре обобщающие понятия (одежда, обувь, посуда, животные, овощи, профессии, времена года и др.), которые усваиваются детьми уже примерно с 3-3,5 лет. Ребёнок должен уметь подбирать слова близкие по значению (мокрый – сырой) и противоположные по значению (мокрый – сухой).

 

Грамматический строй речи.

В ходе ежедневной речевой практики дети овладевают существующими в языке закономерностями словоизменения и словообразования. Под словоизменением понимают изменение слов по различным грамматическим категориям: по родам (новый, новая, новое), по числам (ухо - уши, дом - дома), по падежам (рука, рукой, руке), временам (смотрю, смотрел, буду смотреть). При словообразовании образуются так называемые однокоренные слова (стол – столик, волк – волчья, кот – котёнок, корм – кормить и др.).

Уровень развития грамматических систем языка важен потому, что даже очень большой словарный запас не решает проблему полноценности устной речи. Важно ещё умение активно пользоваться имеющимися словами, строить из них предложения и связные высказывания, т.е. грамматически верно согласовывать слова между собой.

 

Связная речь.

Под связной речью принято понимать такие развёрнутые высказывания, которые позволяют человеку чётко и последовательно излагать свои мысли. Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения просто немыслим.

Рассказы принято разделять на фактические и творческие. Первые передают реальные события (факты). Вторые строятся при активном участии творческого воображения, благодаря чему рассказ о реальных событиях может «обрастать» дополнительными деталями, не присутствующими в реальной ситуации. По форме рассказы могут быть описательными и сюжетными. Описательный рассказ заключается в описании реальных или изображённых на картинке предметов. В сюжетном рассказе имеются завязка действия (начало), его развитие, доходящее до какой-то высшей точки (кульминации), и завершение действия (развязка). События в таком рассказе должны передаваться в определённой последовательности, с учётом причинно-следственных связей. К началу школьного обучения ребенок должен овладеть всеми видами связных высказываний.

 

Желаем вам успехов!

 

 

 

 

 

 

 

 

Май 2018 года

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31

Горячая линия

visitka

Телефон доверия

Авторизация