Главное меню

Портал государственных и 
муниципальных услуг Вологодской области

Как зарегистрироваться на ЕПГУ

Список госуслуг, предоставляемых через ЕПГУ

Портал правовой информации

Персональные данные. Дети

Социально-психологическое тестирование обучающихся

Уполномоченный при Губернаторе области по правам ребенка

Смирнова

Ольга Александровна

Почтовый адрес: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 2

Адрес нахождения: г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 20

Адрес электронной почты: SPR@gov35.ru

Телефоны: 8(8172) 23-00-30 (добавочный (специалистов) 7731, 7735, (уполномоченного при Губернаторе области по правам ребенка) 7730)

Факс: 23-00-30 добавочный 0

Рекомендации по формированию полноценного навыка чтения

Алексеевская Наталья Николаевна,

учитель-логопед

 

Проблема нарушения чтения у школьников – дислексия – одна из самых актуальных, поскольку чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися, являющееся фундаментом всего последующего образования.

Навык чтения складывается из двух факторов: смыслового и технического, т.е. техники чтения.

Техника чтения – это способ чтения, его правильность, скорость и выразительность.

Каждый из компонентов техники чтения, как и их совокупность, подчинены смысловой стороне, то есть пониманию прочитанного.

Собственно чтение осуществляется ради того, чтобы извлечь определенную информацию, заключенную в читаемом тексте, понять и осознать его смысл.

Полноценное чтение должно быть достаточно быстрым, но одновременно точным, с пониманием прочитанного, а чтение вслух - выразительным и орфоэпически правильным.

 

 

Ребенку необходимо умело и вовремя помочь!

Только совместные усилия логопеда, родителей и учителей начальных классов могут обеспечить формирование быстрого, правильного, осмысленного чтения, пробуждение интереса к процессу чтения, снятие связанных с ним эмоционального напряжения и тревожности.

Предлагаем Вам упражнения, которые помогут преодолеть трудности, возникающие у детей при освоении навыка чтения.

Проводить упражнения надо ежедневно, в любое свободное время, удобное Вам и Вашему ребенку в течение 15-20 минут. Не следует предлагать одновременно более 2-3 упражнений. Выберите понравившееся Вам упражнение, предложите ребенку поиграть, при этом сами непосредственно участвуйте в игре.

 

Упражнения, которые помогут освоить навык чтения и научиться понимать прочитанное:

  • Чтение слов по буквам наоборот (с последней буквы до первой).
  • Складывание слов из половинок. Детям предлагается сложить слова из двух частей, написанных на карточках, или соединить стрелками:
    Ко ба
    Со за
    Жа ра
    Ро ва
  • Отделение слов от псевдослов. Детям предлагают карточки со словами и с бессмысленными буквосочетаниями, они должны разложить их на две группы. (Рама, авык, стол, локш, ветер, рак, пирк, машина, пирамидка, руча и т.д.)
  • Классификация слов по группам. Детям предлагается разложить карточки со словами группами по категориальному признаку (фрукты, овощи, одежда, транспорт, игрушки и т.д.):
    (Машина, платье, яблоко, апельсин, самолет, брюки, помидор, юбка, туфли, чашка, комбайн, корабль, лук, банан, пирамидка, кукла и т.д.)
  • Чтение таблицы слов. Каждому ребенку выдается таблица слов, предлагается отыскать и подчеркнуть карандашом «вкусные слова»:
    читать груша прыгать писать
    мармелад рисовать яблоко кричать
    петь конфета летать изюм
    арбуз играть чипсы виноград
  • Чтение таблиц слов. Каждому ученику выдается таблица слов. Предлагается подчеркнуть карандашом слова, которые обозначают то, что ребенок умеет делать. Например: бегать, петь, рисовать и т.д. (см. предыдущую таблицу).
  • Чтение предложений наоборот, по словам (с последнего слова до первого).
  • Чтение текста «вверх ногами». Уточнение содержания прочитанного текста по вопросам ведущего.
  • Чтение текста из книги, развернутой на 90 градусов, (т.е. строчки ставятся столбиком). Уточнение содержания текста по вопросам.
  • Чтение текста с прикрытой нижней половиной строчки. Уточнение содержания прочитанного текста по вопросам.
  • Чтение текста с прикрытой верхней половиной строчки. Уточнение содержания по вопросам.
  • Чтение текста. Дети должны мысленно разделить слово на две половинки и озвучить только вторую.
  • Чтение текста через слово. Детям предлагается читать не как обычно, а перескакивая через каждое второе слово.
  • Чтение текста из книги с двукратным произнесением каждого слова. Уточнение содержания по вопросам.
  • Чтение напечатанных текстов (в словах пропущены буквы), восполняя пропуски букв в словах. Уточнение содержания по вопросам.
  • Чтение печатного текста, в котором есть предложения, содержащие смысловые ошибки. Задача детей – быстро выделить как можно больше таких ошибок.
  • Поиск в тексте заданного слова.
  • Составление предложения из слов, написанных на отдельных карточках. Чтение составленного предложения обычным способом и, наоборот, по буквам. Запись предложения в тетрадь.
  • Чтение напечатанных стихотворений, наоборот, по словам (с последнего слова до первого).
  • Составление рассказа из предложений, написанных на отдельных карточках. Чтение составленного рассказа обычным способом и наоборот, по словам (с последнего слова до первого).
  • Чтение текста, где вместо слов вставлены картинки, пересказ прочитанного по вопросам.

Надеемся, наши рекомендации помогут Вашему ребенку овладеть полноценным навыком чтения: достаточно быстрым, точным, с полным пониманием прочитанного. У него появится желание прочитать много новых, интересных книг!

Желаем Вам успехов!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Февраль 2018 года

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28

Горячая линия

visitka

Телефон доверия

Авторизация