Главное меню

Портал государственных и 
муниципальных услуг Вологодской области

Как зарегистрироваться на ЕПГУ

Список госуслуг, предоставляемых через ЕПГУ

Портал правовой информации

Персональные данные. Дети

Социально-психологическое тестирование обучающихся

Уполномоченный при Губернаторе области по правам ребенка

Смирнова

Ольга Александровна

Почтовый адрес: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 2

Адрес нахождения: г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 20

Адрес электронной почты: SPR@gov35.ru

Телефоны: 8(8172) 23-00-30 (добавочный (специалистов) 7731, 7735, (уполномоченного при Губернаторе области по правам ребенка) 7730)

Факс: 23-00-30 добавочный 0

запись по телефону  (8172)53-03-70

Ребенок учится писать

Н.А.Панова,

учитель-логопед

 

Письмо – результат длительного преобразования попыток человека выразить свою мысль, продлить ее во времени, запечатлеть на долгий срок. Этапы подготовки к письму совпадают с этапами развития письменной речи человечества: рисование, картинки-схемы, узелковое письмо, клинопись, иероглифы, буквы. Освоение письменной речи требует включения разных каналов деятельности: нужно овладеть зрительными образами букв; услышать, какому звуку какая буква соответствует; понять, что в некоторых буквах содержится два звука; освоить чрезвычайно сложные правила орфографии; запомнить то, что нельзя проверить и т.д.

 

Письменная речь, как и устная, - это способ выхода наружу внутренней речи, только более сложный. Обучение письму связано с проговариванием, поэтому практически все недостатки речевого развития, связанные с использованием средств языка (звуков речи, слогов, слов, грамматических правил) препятствуют обучению письму и чтению. Неподготовленность к овладению чтением и письмом – письменной речью – частый вариант нарушения речевого развития.

Количество детей, имеющих нарушения письменной речи, с каждым годом увеличивается. Как показывает практика, следы недоразвития устной речи остаются до самого конца школьного обучения и оказывают влияние на усвоение письма. Поэтому важно, чтобы родители уже с первых дней обучения обратили внимание на допускаемые ошибки, которые проявляются у детей на письме. Особенно это необходимо делать, если ребенок относится к «группе риска». Опасность отклонения от нормального, правильного овладения письменной речью чрезвычайно велика, если:

  1. Ваш ребенок имеет нарушения устной речи;
  2. Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно раннее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии; происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению);
  3. у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием;
  4. в семье говорят на двух или более языках;
  5. Ваш ребенок левша;
  6. Ваш ребенок - переученный левша.

Дисграфия, а именно так называется нарушение письма, к сожалению, довольно часто встречаются у учащихся общеобразовательных школ и является серьезным препятствием в овладении грамотой, а на более поздних этапах – в усвоении грамматики родного языка. Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. Рассмотрим виды специфических ошибок детей, овладевающих письменной речью.

 

Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:

  1. Замены букв по сходству произношения звуков (зуки – жуки, шапоги – сапоги).
  2. Пропуски гласных букв (девчки – девочки, сбака – собака); пропуски согласных при их стечении (дожи – дожди, деки- деньки).
  3. Добавления букв (весная – весна, тасакали - таскали).
  4. Перестановки букв (пакельки – капельки, прота – тропа).
  5. Пропуски, добавления, перестановки слогов (весипед – велосипед, клюкиква – клюква, путисла – пустила).
  6. Слитное написание слов и их произвольное деление (виситнастене – висит на стене, нас тупила – наступила).
  7. Неправильное обозначение мягкости согласных на письме (писмо- письмо, лубит- любит, васелки- васельки).

 

Ошибки, обусловленные несформированностью лексико – грамматической стороны речи:

  1. Раздельное написание приставок и слитное написание предлогов (на ступила – наступила, подороге - по дороге, настоле – на столе).
  2. Пропуск предлогов (были лесу – были в лесу, книга столе – книга на столе).
  3. В искажении морфологической структуры слова, замене префиксов и суффиксов (козлёнки – козлята, нахлеснула – захлеснула).
  4. Нарушении предложных конструкций (на столом – над столом).
  5. Изменении числа существительных (дети бежит – дети бегут).
  6. Нарушении согласования (бела дом – белый дом).
  7. Изменении падежных окончаний (много деревов – много деревьев).

 

В письменных работах детей могут наблюдаться ошибки графического характера:

  1. Зеркальное написание букв (сто – это, экоро – скоро).
  2. Написание лишних элементов (стасли – спасли, шатка – шапка).
  3. Замена графически сходных рукописных букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (людит – любит, мебведь – медведь, прурода – природа).
  4. Недописывание элементов (бонт – бант, трова – трава).

Тщательный анализ всех ошибок, которые делает ребенок, и их соотношение с его устной речью, могут в значительной степени вскрыть причину, которая лежит в основе его затруднений. У детей с дисграфией отмечается несформированность многих высших психических процессов: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, деление предложений на слова, лексико-грамматического строя, расстройство внимания, эмоционально – волевой сферы.

С усложнением правил правописания на более поздних ступенях обучения количество ошибок в письме может увеличиваться в связи с усложнением правил и той речевой основы, которая требуется для пользования ими. Поэтому для устранения нарушений письма необходима единая система коррекционного воздействия.

Уважаемые родители! Для того чтобы исключить неправильное толкование проблем, необходимо проконсультироваться у квалифицированного специалиста – учителя - логопеда!

 

 

 

 

 

 

 

 

Август 2018 года

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    

Горячая линия

visitka

Телефон доверия

Авторизация