Главное меню

Портал государственных и 
муниципальных услуг Вологодской области

Как зарегистрироваться на ЕПГУ

Список госуслуг, предоставляемых через ЕПГУ

Портал правовой информации

Персональные данные. Дети

Социально-психологическое тестирование обучающихся

Уполномоченный при Губернаторе области по правам ребенка

Смирнова

Ольга Александровна

Почтовый адрес: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 2

Адрес нахождения: г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 20

Адрес электронной почты: SPR@gov35.ru

Телефоны: 8(8172) 23-00-30 (добавочный (специалистов) 7731, 7735, (уполномоченного при Губернаторе области по правам ребенка) 7730)

Факс: 23-00-30 добавочный 0

Защита персональных данных

запись по телефону  (8172)53-03-70

Что делать, если ребенок пишет с ошибками?

Н.А.Панова,

учитель-логопед

 

I. Развитие фонематического восприятия (дифференциация фонем)

1. Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения:

Например: при уточнении правильной артикуляции звука «С» необходимо обратить внимание на его произношение – губы растянуты как бы в улыбке, кончик языка находиться за нижними зубами. С помощью тактильного ощущения уточняется, что при произношении этого звука образуется узкая, холодная струя воздуха, голосовые связки не дрожат. Слуховой образ звука сравнивается с неречевым звучанием, как будто вода течёт из крана.

 

2. Выделение звука на фоне слога. Для этого необходимо научить детей выделять звук из слога на слух в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него.

Например: логопед называет слоги, включающие звук«С» и не имеющие его – (да, са, во, сы). Дети должны поднять букву, если в слоге слышится звук «С».

3. Определение наличия и места звука в слове (начало, середина, конец).

4. Определение места звука по отношению к другим звукам (какой по счёту звук, после какого звука произносится и т. д.).

5. Выделение его из предложения и текста.

II. Работа над звукопроизношением

Прежде всего необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажения, замены, отсутствия звука) в дошкольном возрасте, так как в школьном возрасте это исправлять значительно труднее.

III. Развитие навыков звукового анализа и синтеза

Систематическая работа по развитию языкового анализа и синтеза проводится в следующих направлениях:

  1. развитие анализа структуры предложения;
  2. развитие слогового анализа и синтеза;
  3. формирование фонематического анализа и синтеза.

1. Развитие анализа структуры предложения.

С целью формирования умения определять количество, последовательность и место слов в предложении рекомендуются следующие задания.

  • Определить границы предложения в напечатанном без точек тексте.
  • Придумать предложение с определённым количеством слов.
  • Придумать предложение по сюжетной картинке и определить количество слов в нём.
  • Распространить предложение, увеличивая количество слов.
  • Составить предложение из слов, данных в беспорядке. Например: в, жили, три, домика, медведя. – В домике жили три медведя

2. Развитие слогового анализа и синтеза.

Рекомендуются следующие задания.

  • Определить количество слогов в названных словах – поднять соответствующую цифру (1, 2, 3.) Предлагаются слова различной слоговой структуры (одно-, двух-, трёхсложные, простые и со стечением согласных);

Например: сад, самолёт, капуста.

  • Разложить картинки в два ряда, в зависимости от количества слогов в их названии.
  • Определить пропущенный слог в слове с помощью картинок (или на слух).

Например: ___буз (арбуз), ут___ (утка), во___та (ворота), ___ведь (медведь).

  • Выделить первый слог из названий картинок, записать его. Объединить слоги в слова, слова – в предложение, прочитать и записать его.

Например: машина, малыш, кубик, папа, лапа, самолёт, шуба. – Мама купала Сашу.

  • Составить слово из слогов, данных в беспорядке.

Например: та-ка-пус – капуста.

  • Придумать слова с двумя, тремя слогами.
  • По сюжетной картинке назвать слова из одного, двух и трёх слогов.

3. Формирование фонематического анализа и синтеза.

Рекомендуются следующие задания.

  • Придумать слова с определённым количеством звуков.

Например: с тремя звуками – дом, с четырьмя – роза;

  • Выбрать картинки, в названиях которых должно быть определённое количество звуков.
  • Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке.

Например: кот – ток.

  • Выписать третью букву из всех слов, чтобы получилось новое слово, назвать его.

Например: рак, брови, сумка, трава, сыр - комар.

  • Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте.

Например: шуба – уши – кошка.

  • Определить предыдущие и последующие звуки в названии картинок.

IV. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им.

Главная задача этого этапа – сочетать упражнения по звуковому анализу каждого слова с уточнением его значения и упражнениями в письме и чтении. Обычно этот этап начинают с того, что учат детей разным способам образования новых слов.

Рекомендуются следующие задания.

  • Образование слов с помощью различных приставок от одной глагольной основы.

Например: у-шел, при-шел, за-шел, пере-шел.

  • Образование слов с помощью одной приставки от разных глагольных основ.

Например: при-шел, при-нес, при-летел, при-бежал и т.д.

  • Подбор однокоренных слов.

V. Развитие грамматических навыков.

Логопедическая работа по коррекции этих нарушений ведётся в следующих направлениях:

  • работа над морфологической системой языка (словоизменением и словообразованием);
  • формирование структуры предложений.

Рекомендуются следующие задания.

  • Составить предложения из слов.

Например: картина, рисует, художник – Художник рисует картину.

  • Добавить предлоги в предложение.

Например: Почки распустились … деревьях.

  • Исправить предложение, данное с ошибками.

Например: Мальчик умывается лицо – Мальчик умывает лицо.

  • Распространить предложение с помощью слов.

VI. Развитие связной речи (устной и письменной)

Логопедическая работа по коррекции этих нарушений ведётся в следующих направлениях:

формирование структуры текста;

- работа над языковым оформлением текста.

Рекомендуются следующие задания:

  • пересказать прочитанный текст;
  • составить рассказ по серии сюжетных картин;
  • составить рассказ по одной сюжетной картине;
  • завершить начатый рассказ;
  • пересказать знакомую историю с заменой героев, места и времени действия;
  • заменить слова в начале каждого предложения в рассказе.

Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил

1. На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома ребенок должен почувствовать хоть маленький, но успех.

2. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт.

3. Не ругайте ребенка и не огорчайтесь, когда у него что-то не получается. Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно будет способствовать более устойчивым хорошим результатам.

4. Ежедневно в течение 5 минут (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д.

5. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.

Уважаемые Родители!

Дисграфия никогда не возникает «из ничего»! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте. Дети, страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ноябрь 2018 года

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30

Горячая линия

visitka

Телефон доверия

Авторизация