Уполномоченный при Губернаторе области по правам ребенка
Смирнова
Ольга Александровна
Почтовый адрес: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 2
Адрес нахождения: г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 20
Адрес электронной почты: SPR@gov35.ru
Телефоны: 8(8172) 23-00-30 (добавочный (специалистов) 7731, 7735, (уполномоченного при Губернаторе области по правам ребенка) 7730)
Факс: 23-00-30 добавочный 0
запись по телефону (8172)53-03-70
Раннее развитие
- Подробности
- Создано: 05.08.2011 15:49
- Опубликовано: 05.08.2011 15:49
- Просмотров: 2250
Т.В.Орлина,
учитель-логопед
Е.А.Кузнецова,
учитель-логопед
Раннее детство – исключительно важное время для развития речи ребенка. То, что упущено до 3-х лет, восполняется в дальнейшем с огромным трудом или не восполняется вовсе. Второй и третий годы жизни являются особо значительным, благоприятным периодом в усвоении речи.
В общении с детьми нежелательны две крайности: скупость на слова и многословие. Мало разговаривать с малышом – это, конечно, плохо. Но не лучше, когда на него обрушивается слишком много слов, в которых теряется главное слово, которое он должен услышать, запомнить. Следует помнить, что наиболее эффективно введение новых слов в словарь ребенка происходит в игровой форме.
В то время, когда Ваш ребенок учится говорить, полезно использовать наиболее эффективные приемы общения:
- чаще обнимайте малыша, когда разговариваете с ним;
- позволяйте ребенку эксперименты, упражнения с голосом;
- рассказывайте ребенку о том, что происходит вокруг, несмотря на то, что он еще не все понимает;
- комментируйте словами то, что ребенок делает играя, и Ваши действия, если ребенок следит за Вами;
- используйте жесты вместе со словами для облегчения понимания;
- пользуйтесь короткими, простыми и правильными предложениями;
- не спешите выполнять жестовые требования малыша, возможно, ребенок попытается использовать слово;
- читая книжки, рассказывая истории своему малышу, старайтесь, чтобы ребенок при этом видел Ваше лицо;
- всегда внимательно слушайте своего малыша;
- давайте ребенку разнообразные игрушки и игры;
- не ожидайте хорошего звукопроизношения сразу, возрастные нарушения звуков возможны до 4 – 5 лет.
Проанализируйте речевое и умственное развитие своего малыша. Вас обязательно должны беспокоить тревожные симптомы в развитии детей от первых недель до 3-х лет.
0 – 6 месяцев
- младенец не пугается громких звуков (телефонный звонок, бой часов);
- не поворачивается к говорящему, стоящему в стороне, не узнает голос матери;
- не радуется звукам, издаваемым погремушкой, другими звучащими игрушками;
- издает звуки, выражающие недовольство, мало звуков хорошего настроения;
- нет или мало гласных звуков, использование которых называют гулением;
- не следит взглядом за движущимися предметами, игрушками;
- не пытается брать предложенные игрушки и манипулировать ими.
6 – 12 месяцев
- не реагирует на свое собственное имя, на некоторые обиходно-бытовые слова;
- не ищет названный предмет глазами, не показывает ручкой в ответ на вопрос «Где?» (носик, часики, ушки);
- не лепечет, не повторяет различные слоги: «гу-гу», «ма-ма»;
- не использует в речи положенного к одному году минимума из 10-15 слов, в том числе и облегченных (мама, папа, ляля, мяу, биби, дай, бух …);
- не играет в жмурки, ладушки, не машет ручкой при прощании;
- однообразно и стереотипно играет различными игрушками (только стучит, бросает);
- не поддерживает игры с мячом (не обхватывает руками мяч, не катит обратно, не поднимает его), не ставит кубики один на другой, не звенит колокольчиком, бубном.
1 – 2 года
- не уменьшается потребность тянуть все в рот;
- не выполняет простые просьбы, указания (закрой дверь, дай платочек);
- не пополняет свой словарный запас до принятых в норме200 – 300 слов; в речи ребенка мало или отсутствуют слова-действия (иди, дай, пить);
- не употребляет простых предложений;
- не показывает и не называет знакомые предметы в книжках, не задает простых вопросов, не усваивает понятий «большой – маленький», «один – много»;
- не повторяет после показа действия с игрушками: «накорми мишку», «причеши куклу», «загрузи машину»;
- самостоятельно не играет с пирамидкой, не строит из кубиков дорожки, башенки, не возит игрушки за веревочки.
2 – 3 года
- не может самостоятельно раздеться, одеться;
- не понимает значение вопросов «Что?», «Где?»;
- не называет свои имя, фамилию;
- использует слова, значение которых понятно только ему самому;
- не запоминает короткие стихи, потешки;
- не может связно рассказать о событиях, пересказать сказку («Курочка Ряба», «Репка»);
- не общается с детьми, не играет в сюжетные игры с ними;
- не собирает пирамидку с учетом величины колец, не собирает матрешку, целую картинку из 2 – 3 разрезанных частей.
Квалифицированная помощь соответствующих специалистов (логопеда, дефектолога, психолога, сурдолога, невролога), оказанная уже в раннем возрасте, избавит Вашего ребенка, Вашу семью от возможных серьезных проблем в будущем.
После обследования ребенка в нашем Центре родители получат конкретные рекомендации с учетом индивидуальных особенностей малыша, практическую помощь в воспитании детей.
Приходите. Мы рады будем Вам помочь.