Главное меню

Портал государственных и 
муниципальных услуг Вологодской области

Как зарегистрироваться на ЕПГУ

Список госуслуг, предоставляемых через ЕПГУ

Портал правовой информации

Персональные данные. Дети

Социально-психологическое тестирование обучающихся

Уполномоченный при Губернаторе области по правам ребенка

Смирнова

Ольга Александровна

Почтовый адрес: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 2

Адрес нахождения: г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 20

Адрес электронной почты: SPR@gov35.ru

Телефоны: 8(8172) 23-00-30 (добавочный (специалистов) 7731, 7735, (уполномоченного при Губернаторе области по правам ребенка) 7730)

Факс: 23-00-30 добавочный 0

Как помочь ребенку с кохлеарным имплантом?

Кузнецова Елена Александровна,

учитель-логопед

 

«Родители являются главными учителями по развитию речи ребенка. Наша задача научить родителей понимать, что любую ежедневную ситуацию можно использовать для развития у ребенка речи. Наш девиз при реабилитации маленьких детей с кохлеарными имплантами: «Слушаем, думаем и говорим, слушая весь день».

Королева И.В., доктор пс. наук, профессор, ведущий специалист в области реабилитации детей и взрослых с кохлеарными имплантами.

 

Кохлеарные импланты - это протезные устройства, вживлённые хирургическим путем и обеспечивающие слуховую функцию с помощью электрической стимуляции нерва улитки.

Кохлеарная имплантация является наиболее перспективным направлением реабилитации глухих детей, позволяя полноценно интегрировать глухого ребенка в среду слышащих сверстников.

Кохлеарная имплантация – это только одна часть реабилитационного процесса. Второй, очень важной частью, является реабилитация, в ходе которой ребенок учится слушать и говорить.

В первоначальный период адаптации ребенка к кохлеарному импланту важно соблюдать следующие рекомендации, хорошо известные в сурдопедагогике, но особо значимые именно для имплантированного малыша:

  • Создавать для ребенка эмоционально комфортную, благоприятную обстановку в семье, обеспечивать доброжелательным отношением взрослых к малышу, основанным на любви, терпении, понимании и вере в его возможности.
  • Обеспечивать ребенка яркими эмоциональными впечатлениями во время игр и занятий, в повседневной деятельности, которые способствуют установлению доверительных эмоциональных отношений с малышом и вызывают у него интерес к взрослому.
  • Обеспечивать ребенка с кохлеарным имплантом «предметно-звучащей» окружающей средой. Использовать разнообразные звучания и звучащие предметы для развития у малыша слухового сосредоточения, внимания и формирования интереса к звуку.
  • Общаться с ребенком в спокойной обстановке, естественной, интонационно-окрашенной речью в нормальном темпе, не утрируя артикуляцию.
  • Использовать все моменты общения взрослого с ребенком во время ухода за ним, кормления, прогулки, игры, и т.д. для формирования и развития его речи. Обращать особое внимание на режимные моменты, в которых многократно повторяются одни и те же ситуации, один и тот же речевой материал. Называть предметы тогда, когда ребенок в них особо заинтересован, а действия или движения – когда они выполняются. Взрослый должен постоянно комментировать все действия, выполняемые им и ребенком, стимулировать малыша к повторению за ним. Это способствует формированию речи (ее пониманию и воспроизведению).
  • Использовать любимые ребенком игрушки и предметы для развития его речи (прежде всего понимания), предлагая сначала простые речевые инструкции, а затем постепенно усложняя их: «Где мяч?», «Покажи мяч», «Лови мяч», «Отдай мяч папе», «Дай красный мяч», «Принеси мяч и машинку из другой комнаты», «Мячик закатился под кровать, достань его и принеси мне» и т.д. Создавать ситуации, побуждающие ребенка выполнять предлагаемые действия.
  • Поддерживать у ребенка потребность в вокализациях, лепетной речи, развивать способность подражать звукам и словам, произносимым взрослым, побуждать ребенка все чаще произносить: слова («облегченные» и полные), простые и распространенные фразы в процессе общения.
  • Создавать условия для общения ребенка с окружающими взрослыми (дома, во время прогулок, в детском саду, в магазине и т.д.) и детьми, например, организовывать совместные игры со сверстниками на детской площадке и т.п.

При условии выполнения данных рекомендаций, и происходит так называемое спонтанное научение имплантированного ребенка устной речи.

Помимо этого родителям необходимо осуществлять и целенаправленное обучение ребенка дома, т.е. проводить специальные занятия-игры по развитию слухового восприятия и формированию и развитию речи, учитывая рекомендации сурдопедагога или учителя-логопеда.

При выборе образовательного маршрута следует учитывать особенности каждого конкретного ребенка (обязательно прислушивайтесь к мнению специалистов, врачей):

  • может быть продолжено воспитание ребенка дома, сочетающееся с систематической коррекционной помощью со стороны специалистов центров по работе с имплантированными детьми, сурдологопедических кабинетов, групп кратковременного пребывания;
  • если уровень общего и речевого развития ребенка удалось максимально приблизить к норме, если он понимает обращенную к нему речь, владеет в быту короткой фразой, то можно начать его воспитание в массовом детском саду, продолжив посещение коррекционных занятий специалистов и систематическую работу дома;
  • если же уровень речевого развития имплантированного ребенка не позволяет ему на равных со сверстниками воспитываться в обычной группе массового детского сада, то наиболее эффективной формой его обучения может стать воспитание в группе компенсирующей направленности.

Здесь, как нельзя, кстати, подходит заповедь «Не навреди!». Надо помнить, что уже само начало реабилитации сопряжено с увеличением слуховой, слухоречевой и, как следствие, учебной нагрузки, адаптацией к новым условиям восприятия и общения, к педагогам, к детскому коллективу. Для ребенка это стрессовая ситуация. Отсюда и высокая истощаемость, эмоциональная нестабильность многих детей с кохлеарными имплантами.

Помимо систематических коррекционно-развивающих занятий с сурдопедагогом и логопедом, ребенку можно предложить и дополнительные виды помощи:

  • это могут быть дополнительные занятия с педагогами детского сада и школы;
  • использование опережающего обучения (выдача в качестве домашнего задания материала завтрашнего урока);
  • индивидуальная программа обучения отдельным предметам, например, русскому языку (индивидуальное написание диктантов) и др.

Также необходима помощь психолога, который проводит занятия по развитию памяти, внимания, мышления, а также эмоционально-волевой сферы. Все это оказывает значительное положительное влияние, как на общее развитие, так и на развитие речи и способствует успешной адаптации, снятию повышенной утомляемости и раздражительности имплантированного ребенка.

Кохлеарная имплантация – это шанс для глухого малыша максимально приблизиться к нормально слышащим сверстникам, пусть не сразу, через несколько лет, но так, чтобы практически ни чем не отличаться от них. Главное – реализовать представившуюся возможность путем ежеминутного целенаправленного общения с ребенком, ежедневных занятий. Этот путь труден, но возможен. И награда за него велика – возможность для глухого человека полноценно жить в мире слышащих.

 

Использованная литература:

1. Королева И.В. Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых. КАРО. СПб., 2009.

2. Королева И.В. Янн П. Дети с нарушениями слуха. КАРО. СПб., 2011.

3. Королева И.В., Пудов В.И., Жукова О.С. Кохлеарная имплантация – новое направление реабилитации глухих детей//Дефектология. 2001№1.

4. Леонгард Э.И, и др. Я не хочу молчать. М. 1990.

 

 

 

 

 

 

 

 

Февраль 2018 года

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28

Горячая линия

visitka

Телефон доверия

Авторизация