Главное меню

Портал государственных и 
муниципальных услуг Вологодской области

Как зарегистрироваться на ЕПГУ

Список госуслуг, предоставляемых через ЕПГУ

Портал правовой информации

Персональные данные. Дети

Социально-психологическое тестирование обучающихся

Уполномоченный при Губернаторе области по правам ребенка

Смирнова

Ольга Александровна

Почтовый адрес: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 2

Адрес нахождения: г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 20

Адрес электронной почты: SPR@gov35.ru

Телефоны: 8(8172) 23-00-30 (добавочный (специалистов) 7731, 7735, (уполномоченного при Губернаторе области по правам ребенка) 7730)

Факс: 23-00-30 добавочный 0

запись по телефону  (8172)53-03-70

Детские страхи

Молчанова Елена Александровна, 

врач-психиатр

 

Страхи – эмоционально насыщенные ощущения беспокойства в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни  и благополучия.

Страх – эмоция человека, возникающая в ответ на действие угрожающего характера. Чувство страха появляется непроизвольно, сопровождаясь выраженным чувством волнения, беспокойства или ужаса.

Также страх можно определить как максимально заострённое восприятие угрозы для жизни, самочувствия и благополучия человека.

Не существует бесстрашных людей, т.е. различные формы страха, как нормальное сопутствующее явление принадлежат к различным ступеням развития человека.

 

Страх может быть острым и хроническим (постоянным).

По степени выраженности страх делится на:

  1. ужас;
  2. испуг;
  3. собственно страх (чувство опасности, первый ответ на реальную опасность, обладает тормозящим действием на психику);
  4. тревога (предчувствие, сигнал опасности, неопределённое чувство беспокойства, обладает возбуждающим действием на психику);
  5. опасения;
  6. беспокойство;
  7. волнение.

Тревога как предчувствие опасности, неопределённое чувство беспокойства  наиболее часто проявляется в ожидании какого-либо события, которое трудно прогнозировать и которое может угрожать своими неприятными последствиями. Тревога в большей мере присуща людям с развитым чувством собственного достоинства, ответственности и долга, к тому же повышенно чувствительным к своему положению и признанию среди окружающих. Также это может быть чувство ответственности за жизнь и благополучие себя и близких лиц (состояние родителя).

Несмотря на свою отрицательную окраску, страх необходим в эмоциональной жизни. Как реакция на угрозу, страх позволяет избежать встречи с ней, играя защитную роль в системе саморегуляции.

Страх – это своеобразное средство познания окружающей действительности, ведущее к более критичному и избирательному отношению к ней. Таким образом он может выполнять определённую социализирующую или  обучающую роль в процессе формирования личности.

Возрастные страхи, то есть страхи, присущие определённому возрасту, в некоторой степени отражают исторический путь развития самосознания  человека.

  • сначала ребёнок боится остаться один (= в 7 мес.)
  • опасается посторонних, незнакомых лиц (= в 8 мес.)
  • боится боли, высоты, гигантских (в его представлении) животных (волка, медведя, собак, змей)
  • страх перед символами зла и жестокости (Баба Яга и Кощей)
  • страх темноты, огня и пожара, стихии.

Это, так называемые, естественные или природные страхи.

Социальные страхи приобретаются путём научения в процессе формирования личности, выражая определённые ценности, принятые в той или иной общественной среде.

Это:

  1. страх умереть;
  2. страх того, что умрут родители;
  3. врачей, особенно зубных;
  4. темноты;
  5. аварии, страх транспорта;
  6. опоздать (школьники).

Ночные страхи

Мозг продолжает работать и ночью, обнажая нерешенные проблемы, часто в гротескном, абсурдном виде. Сны могут предвосхищать опасность, но обычно они отражают то, что уже реально произошло с нами, то есть являются подсознательной переработкой ранее имевших место переживаний. Дети не любят рассказывать о ночных ужасах, отделываются односложными фразами, не хотят их вспоминать. Страшные сны реже снятся тем детям, родители которых не смотрят на жизнь пессимистически, а ведут себя уверенно и гибко, пользуются заслуженным авторитетом и любовью. Исключением являются одаренные дети, так как они впечатлительны и обладают хорошей фантазией, которая реализуется в сновидениях.

Максимальные значения страхов кошмарных снов у мальчиков наблюдаются в 6 лет, у девочек – в 5-6 лет и у дошкольников – в 7 лет.

Тенденция к уменьшению страхов кошмарных снов заметна у первоклассников. Это объясняется новой, социально-значимой позицией школьника.

Страхов кошмарных сновидений больше у детей, страдающих неврозами. По беспокойству, испытываемому детьми перед сном, можно уверенно судить о появлении у них кошмарных сновидений даже в том случае, когда они полностью забываются утром. Кошмарные сны могут повторяться, приобретать навязчивый характер. В таких случаях ребёнок  по нескольку недель, а то и месяцев может находиться в непонятном для взрослых напряжении перед сном. Ребёнок перед сном жмётся поближе к родителям, свет просит выключать после засыпания, дверь должна быть полуоткрыта, так, на всякий случай; становится беспокойным – говорит что-то, вскрикивает, с кровати может свалиться, бегает в туалет или к родителям, иногда может слегка обмочиться… Успокаивающие беседы не всегда помогают.

Повторные кошмарные сновидения появляются, если у родителей в их детстве были аналогичные явления; если ребёнок впечатлительный, у него развита долговременная или эмоциональная память, некоторая неуверенность в себе, пусть в виде излишней зависимости от родителей, не говоря уже о повышенном уровне беспокойства и страхов.

Навязчивые кошмарные сновидения чаще преследуют детей после 10 лет (падение в колодец). Чем больше ребёнок думает о пережитом во сне кошмаре, ожидает его, то он чаще его посещает.

 

Распространенность (число) страхов

Возраст в годах

Мальчики

девочки

3

9

7

4

7

9

5

8

11

6

9

11

7(дошк.)

9

12

7(шк.)

6

9

8

6

9

9

7

10

10

7

10

11

8

11

12

7

8

13

8

9

14

6

9

15

6

7

 

При большем, чем в норме, количестве страхов возникает состояние напряжения, скованности, чрезмерной зависимости от взрослого окружения. В таком случае могут развиваться настороженность, замкнутость, уход в себя. Ребёнок становится неумеющим радоваться. В этих случаях страх теряет свои приспособительные функции, указывая на неспособность справиться с угрозой, переживания  бессилия, потери веры в себя, в свои силы и возможности.

Распространённость страхов.

Среднее число страхов выше у девочек, чем у мальчиков, что подтверждает данные о большей чувствительности к ним  у лиц женского пола. Страхов относительно больше в группе дошкольников, ослабленных частыми соматическими и инфекционными заболеваниями.

Более 50% детей испытывают страхи:

  • нападения и пожаров (у девочек),
  • войны и смерти (у девочек вне возраста и мальчиков-школьников),
  • смерти родителей (у мальчиков и девочек вне возраста),
  • сказочных персонажей (у девочек-дошкольниц),
  • глубины (у девочек-дошкольниц).

У дошкольников часто встречаются страхи:

боли, уколов, транспорта, огня, животных, сказочных персонажей, страхи перед засыпанием, страхи темноты, страшных снов, наказания, одиночества, глубины, воды и площадей.

 

Семейная обусловленность страхов

В неполных семьях значительное увеличение страхов наблюдается у мальчиков в старшем дошкольном возрасте. Отсутствие отца в семье нарушает формирование поведения, соответствующего полу, и психологической защиты от идущих извне угроз. Так же это отражается и на девочках.

В полных семьях абсолютное отсутствие страхов у детей дошкольного возраста является исключением и может свидетельствовать об органической расторможенности и невысоком интеллектуальном уровне ребёнка.

У мальчиков, у отцов которых наблюдается алкоголизм, количество страхов меньше, чем у их ровесников. «Профилактика» страхов  в данном случае происходит вследствие расторможенного поведения отца, напоминающего в состоянии алкогольного опьянения тех чудовищ, которых обычно боятся дети.

У детей, живущих в отдельных квартирах, страхов больше, чем у детей из коммунальных квартир. В первую очередь это относится к единственным детям в семье.

Мальчики и девочки более боязливы, если считают главной в семье мать, а не отца. Работающая и доминирующая в семье мать часто испытывает нервно-психическую перегрузку, что создает дополнительное напряжение в её отношениях с детьми, вызывая у них ответные реакции беспокойства.

Заслуживает внимания факт обнаружения у дошкольников из конфликтных семей более частых страхов животных, стихии, заболевания, заражения и смерти, а также страхов кошмарных снов и родителей.

Страхи могут возникать у детей с невротическими отклонениями. Когда страхи у ребёнка не оправдываются конкретной угрозой, или наблюдается общая необоснованная боязливость, необходимо обратиться к специалистам.

Патологические страхи (невротические)

Вид страха

Параметры невротических страхов

Мотивация

Возраст проявления

Клиническая форма невроза

«быть никем»

Страх одиночества

Младший дошкольный

Истерический невроз

«быть ничем»

Страх смерти

Старший дошкольный

Невроз страха

«быть не тем»

Страх несоответст-вия

Младший школьный

Неврастения

«быть не собой»

Страх изменения

подростковый

Обсессивный невроз

Страх «быть никем» изначально – страх одиночества, сопровождается аффективно заострённой и нередко навязчивой потребностью в присутствии рядом взрослых, повышенном внимании с их стороны.

В старшем дошкольном возрасте может сформироваться другая разновидность патологического страха – страх «быть ничем», то есть не быть, не существовать (источник – страх смерти). Ребёнок боится всего, что может привести к непоправимому несчастью, беде, необратимым физическим изменениям. Это может выражаться  страхами нападения, болезни, страшных снов, глубины, темноты, сказочных персонажей, животных, стихии, огня и пожара, войны.

Страх «быть не тем», то есть не соответствовать общепринятым нормам, ожиданиям со стороны значимых лиц. Это страх сделать не так, как нужно, не то, что следует, то есть страх ошибки, неудачи, поражения, своей несостоятельности в представлении окружающих.

Страх «быть не собой» – возможный в подростковом возрасте, то есть быть болезненно измененным, не способным владеть собой и контролировать чувства. Навязчивые идеи и страхи воспринимаются как несовместимые с «я», чуждые сознанию, как одержимость.

Общий – страх «быть не таким, как все». Основой для данного центрального в формировании личности страха при неврозах будет потребность в самоактуализации и системе значимых межличностных отношений или проблема «быть собой среди других».

Коррекцию страхов у детей осуществляют специалисты: психологи и психотерапевты в специальной психотерапевтической среде. Такая работа со страхами предполагает мягкое вхождение в состояние проработки страхов и адекватный, безболезненный выход из психотерапевтической среды.

Коррекция патологических страхов может происходить с помощью психотерапии и (или) медикаментозно. В психотерапии используются различные приёмы работы со страхами. Некоторые из них:

  • последовательная арт-терапия с прорисовыванием страхов и выхода из состояния страха, то есть что будет, когда «я не буду бояться» и «кем я хочу стать» используя полученные возможности. Но закрепление эффекта, в основном, ложится на плечи родителей.
  • Игровая коррекция страхов:
    • подвижные игры
    • ролевые игры
    • сказкотерапия

Для прогнозов важны скорее не формы и интенсивность страха, а способность к преодолению страха, которая присутствует у разных людей в разном объёме и от которой, в конце концов, зависит психическое равновесие.

Дети, которые воспринимают каждое проявление страха, как переносимое (то есть не воспринимают страх серьёзно), особенно склонны к развитию невротических расстройств. Избегание страха любой ценой может стать установкой, которая возникает в детстве, а позднее – во взрослой жизни и может привести к неврозу.

Психическое здоровье имеет лучшие перспективы там, где ребёнок не избегает страха, а противостоит ему при помощи активных мероприятий, находит себе убежище в понимании, логическом мышлении, активном изменении внешнего мира, агрессивных противодействиях. Такой человек может преодолеть большое количество страха и легче обходиться без чрезмерных защитных, компромиссных и болезненных (симптомных) образований.

Часть детских страхов остается с нами навсегда, но многие из них мы преодолеваем ещё в подростковом возрасте, часто с помощью «страшилок» типа «красной руки и черной комнаты». Рассказ и выслушивание таких историй в компании друзей позволяют совместно пережить пугающий опыт в символической форме, а заодно и от души посмеяться над своими страхами. Это по сути своей только игра, которая была и остаётся самым естественным способом изживания страхов, ведь «что становится смешным, перестаёт быть опасным». Такого рода «терапия» особенно необходима современным детям, которые живут в отдельных квартирах, где меньше игр, но больше страхов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Май 2018 года

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31

Горячая линия

visitka

Телефон доверия

Авторизация