Главное меню

Портал государственных и 
муниципальных услуг Вологодской области

Как зарегистрироваться на ЕПГУ

Список госуслуг, предоставляемых через ЕПГУ

Портал правовой информации

Персональные данные. Дети

Социально-психологическое тестирование обучающихся

Уполномоченный при Губернаторе области по правам ребенка

Смирнова

Ольга Александровна

Почтовый адрес: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 2

Адрес нахождения: г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 20

Адрес электронной почты: SPR@gov35.ru

Телефоны: 8(8172) 23-00-30 (добавочный (специалистов) 7731, 7735, (уполномоченного при Губернаторе области по правам ребенка) 7730)

Факс: 23-00-30 добавочный 0

Направления воспитательной деятельности в замещающих семьях

Ефимова Мария Александровна,

социальный педагог

 

Информация подготовлена по материалам
методического пособия «Замещающая семья»
/Ж.А, Захарова, И.И. Осипова; под ред.
Э.А. Манукян, к.с.н. – М.: Полиграф сервис, 2005

 

Основные направления воспитательной деятельности:

  • Сохранно-восстановительное;
  • Общеразвивающее;
  • Социально-ориентирующее;
  • Эмоционально-обогащающее.

 

1) Сохранно-восстановительное.

Оно предусматривает создание благоприятных условий для нормального развития физического, психологического (эмоционального), социального здоровья приемного ребенка. Это направление включает своевременную диспансеризацию, поддержание постоянного контакта с медицинскими службами, специалистами, приучение приемного ребенка к основным гигиеническим навыкам, его закаливание, формирование у ребенка представлений о ценности как здоровья, так и здорового образа жизни, обучение тем действиям, которые позволяют обеспечить правильное развитие левой и правой частей тела рук, координации движений, моторики мелких движений младшего дошкольника.

Большую помощь в этом помогут оказать подвижные игры с предметами, прыжки на скакалке, преодоление различных препятствий как в комнате, так и на улице. В дальнейшем полезно пользоваться красками, карандашами, ножницами, настольными играми, развивающими ловкость; строительство моделей из бумаги, картона, дерева, выпиливание и т.д.

 

2) Общеразвивающее.

Предполагает развитие индивидуальности ребенка в процессе специально создаваемых образовательно-воспитательных ситуаций в замещающей семье, в ходе опоры на сильные и компенсации слабых сторон индивида.

Главное внимание здесь обращается на развитие потенциалов ребенка, его обучаемость. Для этого применяются практические упражнения, многочисленные дидактические игры. Например, предлагаются части рисунка и задаются вопросы: «Ты узнал сказку? Расскажи, кто из героев здесь изображен?…» и т.д.

Таким образом, данное направление в семейном воспитании ориентировано на формирование умения концентрации внимания, накопления представлений о мире, развитии памяти ребенка, способности сравнивать, анализировать, оценивать, делать выводы, предпринимать необходимые меры, совершать требуемые действия, совершенствовать способы выражения. Педагогические средства в рамках данного направления: видеозаписи, дидактические материалы, книги, домашний театр и т.д.

 

3) Социально-ориентирующее.

Его назначение – расширение и обогащение индивидуального жизненного опыта  приемного ребенка посредством включения его в ситуации выбора, в обстоятельства, требующие действий по определенным правилам, ознакомление его с веером допустимых образов поведения в пределах возрастной нормы. Формирование персональной линии ответственного поведения приемного ребенка происходит, в т. ч. через ознакомление ребенка с разнообразными жизненными ситуациями, особенностями поведения в них. Кроме того, создаются условия для понимания ребенком того факта, что замещающие родители несут ответственность  за его облик, поведение, поступки перед другими людьми и обществом в целом.

Особое место занимает обучение умению взаимодействовать с другими детьми, взрослыми, группой сверстников, для того, чтобы приемных ребенок успешно адаптировался в коллективе. Важно уделять внимание эмоциональному настрою, т.е. снятию всяческих барьеров, преодолению робости, формированию уверенности в своих силах.

Этому будет способствовать включение приемных детей в игровую деятельность, в совместное общение с разными людьми, в решение ситуаций, обсуждение наблюдаемых пришествий. Здесь же отводиться место формированию навыков самостоятельности и самообслуживания.

 

Ребенок, исходя из его возраста, постепенно должен научиться:

 

- держать ложку, вилку, нож;

- одеваться с помощью взрослого или самостоятельно;

- помогать накрывать на стол или убирать со стола;

- убирать свои игрушки;

- аккуратно складывать свои вещи в указанное место;

- ухаживать за комнатными растениями, домашними животными;

- мыть посуду, полы, вытирать пыль, выносить мусор;

- ходить в магазин;

- проводить мелкий ремонт своей одежды, чистить обувь;

- выполнять другие обязанности в семье и распределять свои силы и время для них.

 

4) Эмоционально-обогащающее.

Данное направление ориентировано на установление эмоциональных связей у приемного ребенка для развития его позитивного социального самочувствия, безопасности своего существования, собственной защищенности. Этому будет способствовать включение приемного ребенка в создание семейных традиций (празднование семейных дат с участием ребенка, ведение хроники его жизни в детском альбоме, введение особых ласкательных обращений, имен, совершенствование совместных акций, участие в совместной деятельности).

Большое значение имеют совместные переживания радости, горести, тревоги и т.д. Это достигается во время совместных прогулок, поездок, посещения кукольных театров, посещение выставок различных животных и т.д. Важно использовать в этих случаях для ожидаемых результатов такие способы воздействия в педагогическом общении, как: заражение, подражание, внушение.

 

Замещающим родителям необходимо руководствоваться правилами регулирования поведения ребенка:

 

- давать себе время выдержать паузы, чтобы не демонстрировать неуместную суетливость;

- давать время приемному ребенку, чтобы он мог осмыслить ситуацию и осознанно принять решение;

- не внушать ребенку отрицательное, прежде всего не подчеркивать его неспособность, невыгодное отличие от других людей;

- внушать положительное, вселять оптимизм, формировать у приемного ребенка веру в собственные силы;

- давать ребенку отдых от поручений, назиданий, внушений, оставляя право на самостоятельные действия, право на ошибку из-за незнания;

- учитывать состояние приемного ребенка при принятии решения, не мешать ему быть разным в разных ситуациях, если и наказывать, то без унижения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Январь 2018 года

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31

Горячая линия

visitka

Телефон доверия

Авторизация