Главное меню

Портал государственных и 
муниципальных услуг Вологодской области

Как зарегистрироваться на ЕПГУ

Список госуслуг, предоставляемых через ЕПГУ

Портал правовой информации

Персональные данные. Дети

Социально-психологическое тестирование обучающихся

Уполномоченный при Губернаторе области по правам ребенка

Смирнова

Ольга Александровна

Почтовый адрес: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 2

Адрес нахождения: г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 20

Адрес электронной почты: SPR@gov35.ru

Телефоны: 8(8172) 23-00-30 (добавочный (специалистов) 7731, 7735, (уполномоченного при Губернаторе области по правам ребенка) 7730)

Факс: 23-00-30 добавочный 0

запись по телефону  (8172)53-03-70

Адаптация приемных родителей

Ефимова Мария Александровна, 

социальный педагог

 

До появления ребенка взрослые практически всегда испытывают уверенность в  том, что готовы к решению всех проблем, готовы любить ребенка таким, какой он будет. Иллюзии и уверенность в том, что хватит сил для преодоления всех препятствий и преодоления трудностей, – типичные состояния, характерные для большинства новых родителей. Почти все уверены в своих воспитательных способностях и в том, что смогут успешно использовать эти способности на благо ребенка.

Но появление чужого ребенка - это серьезное испытание для всей семьи. При появлении нового члена семьи часто нарушается семейное равновесие.

 

То, как протекает адаптация, зависит от возраста ребенка, от черт его характера, так же большую роль играет опыт прошлой жизни. Несмотря на различия, в поведении детей можно отметить некоторые общие закономерности. Поведение ребенка не останется постоянным, оно будет по мере того, как он привыкнет к новой обстановке. Адаптация ребенка в новых условиях имеется несколько стадий.

Первая стадия - «Знакомство» или «Медовый месяц»

Отмечается опережающая привязанность друг к другу. Родителям хочется обогреть ребенка, отдать ему всю накопившуюся потребность в любви. Многие дети сразу же начинают называть взрослых папой и мамой. Но это совсем не значит, что они уже полюбили - они только хотят полюбить новых родителей.

Ребенок испытывает и радость, и тревогу одновременно. Это приводит многих детей в лихорадочно-возбужденное состояние. Они суетливы, непоседливы, не могут долго сосредоточиться на чем-то, за многое хватаются. Перед ребенком в этот период появляется много новых людей, которых он не в состоянии запомнить. Не удивляйтесь, что он иногда он может забывать, где папа и мама, не сразу скажет, как их зовут, путает имена, родственные отношения. Довольно часто дети вспоминают биологических родителей, эпизоды, факты из прежней жизни, начинают спонтанно делиться впечатлениями.

Семьи лицом к лицу сталкиваются с проблемами усыновления часто совсем не похожими на те, которые они предполагали увидеть. Некоторые приемные родители начинают ощущать свою беспомощность или огорчение по поводу того, что у них в семье появился совсем не такой ребенок, какого они себе представляли.

Вторая стадия -  «Возврат в прошлое» или «Регрессия»

Первые впечатления проходят, устанавливается определенный порядок, начинается длительный процесс привыкания членов семьи друг к другу – взаимная адаптация. Ребенок понимает, что это - другие люди, в семье - другие правила. Он не сразу может приспособиться к новым отношениям. Он почти беспрекословно подчинялся правилам, пока это было в новинку. Но когда новизна исчезает, он пробует себя вести как прежде, присматриваясь, что нравится, а что не нравится окружающим. В этот момент происходит болезненная ломка сложившегося стереотипа поведения. Привыкнув к новым условиям, ребенок начинает искать линию поведения, которая удовлетворила бы приемных родителей. Иногда в этот период для того, чтобы привлечь к себе внимание,  ребенок регрессирует в своем поведении до уровня, не соответствующего его возрасту (становится слишком требовательным и капризным, может отмечаться возврат энуреза, вредных привычек и т.д.).

Многие взрослые, столкнувшихся с подобными проблемами, осознают, им не хватает знаний об особенностях возраста, умений устанавливать контакт, доверительные отношения и выбирать нужный стиль общения. Они могут испытывать испуг, шок. Процесс воспитания рассматривается как исправление недостатков. Исчезает радость общения, естественность отношений. Может возникнуть стремление подчинить ребенка себе, своей власти. Вместо естественного принятия ребенка, преуменьшаются его достоинства. Вместо чуткого реагирования на малейшие достижения ребенка, начинается его сравнение со сверстниками, которое, зачастую, не в пользу приемного ребенка.

В этот момент очень важно понаблюдать за поведением ребенка и понять его причины, полезно обратиться к специалистам, психологам или таким же замещающим родителям.

Об успешном преодолении трудностей этого адаптационного периода свидетельствует изменение внешнего облика ребенка: изменяется выражение и цвет лица, оно становится более осмысленным, чаще появляется улыбка, смех. Ребенок становится оживленным, более отзывчивым. Было отмечено, что после принятия у детей исчезают многие аллергические явления, прекращается энурез, очевидна прибавка в весе и т. д.

Третья стадия - «Привыкание» или «Медленное восстановление».

Исчезает напряжение, ребенок начинают обсуждать свои проблемы и трудности со взрослыми. Ребенок привыкает к правилам поведения в семье и в детском учреждении, начинает вести себя также естественно, как ведет себя родной ребенок в кровной семье. Принимает активное участие во всех делах семьи. Без напряжения вспоминает о своей прошлой жизни. Поведение соответствует особенностям характера и полностью адекватно ситуациям. Он чувствует себя свободно, становится более независимым и самостоятельным.

Если ребенок чувствует хорошее отношение к себе, возникает привязанность к родителям и ответные чувства. Он без труда выполняет правила и правильно реагирует на просьбы. Проявляет внимание и интерес ко всем делам семьи, посильно участвуя во всем.

Приемные  дети в своем поведении уже не отличаются от ребенка, воспитывающегося у биологических родителей. Если и появляются проблемы, то они, как правило, отражают кризисные этапы возрастного развития, через которые проходит каждый ребенок.

Если же родители не смогли установить доверительные отношения, то усугубляются прежние недостатки личности (агрессивность, замкнутость, расторможенность) или нездоровые привычки (воровство, курение, стремление к бродяжничеству).

Важным этапом в жизни семьи является первая годовщина ее создания. В этот период значительно большее число матерей и отцов выражают удовлетворение обстановкой в семье и своей ролью. Создается впечатление, что они исполняют свою роль родителей намного увереннее, чем 6 месяцев назад.

Через полтора года можно сказать, что семьи, «продержавшиеся» столь длительное время, смогут существовать сколь угодно долго. Родители удовлетворены своей ролью и обстановкой в доме, многие довольны тем, что ребенок хорошо прижился в семье.

Для построения любых взаимоотношений требуется время, и это совершенно нормально!

 

 

 

Схематически построение добрых взаимоотношений можно изобразить в виде лестницы, назвав ее «Шаги любви» (движение снизу вверх):

Здесь начинается любовь

 

Внутренняя связь

 

Привыкание

 

Проверка

 

Замкнутость

 

Медовый месяц

 

Приезд в семью

 

Первая встреча

 

Выбор семьи

 

Принятие решения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Июль 2018 года

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31

Горячая линия

visitka

Телефон доверия

Авторизация